Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

23.01.2021 12:34 Суббота
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Студенчества прекрасная пора

Автор: Лазарева Е., Монастырева Т., Тимофеев С.

Фото из архива редакции, семьи Лазаревых, сети Интернет.

Святая мученица Татиана считается в России покрови­тельницей студенчества, а день её памяти — 25 января — люби­мый праздник всех учащих и учащихся.

Елена ЛАЗАРЕВА, Татьяна МОНАСТЫРЁВА, Сергей ТИМОФЕЕВ

Святая мученица Татиана считается в России покрови­тельницей студенчества, а день её памяти — 25 января — люби­мый праздник всех учащих и учащихся. Именно в этот день в 1755 году императрица Ели­завета Петровна подписала указ об основании Московско­го университета. И, хотя тра­диция празднования студен­ческого дня не соблюдалась в советскую эпоху, сегодня этот день любим как студентами, так и преподавателями. Мы попросили стрежевчан расска­зать, чем были примечатель­ны их студенческие годы, ка­кие воспоминания об учебной поре согревают их.

Незабываемые годы

Наталья Родионовна Лазарева, учитель русского языка и литературы, директор школы №1, ныне пенсионер:

— С 1962 по 1967 год я была сту­денткой историко-филологического факультета Томского государ­ственного университета. Жили мы в общежитии на Ленина, 49. В комнате поселилось восемь чело­век, и никто не протестовал, что нас слишком много. Спали на по­лутороспалках по два человека. В середине стоял узкий стол. Было трудно привыкать к тому, что вме­сте собрались и жили такие разные люди. Унас все были яркими лич­ностями.

Дома мы не учились. Усердно занимались в «научке» — научной библиотеке ТГУ. В комнате выпу­скали стенную газету «Фиговый листок». Дело в том, что мы увлека­лись античной литературой и каж­дую сравнили с героями пантеона греческих богов. Были среди нас и Зевс, и Гефест. Меня, к сожалению, сравнили с Афродитой, хотя все девушки были симпатичными. Мы писали друг на друга эпиграммы, ко всем дням рождения сочиняли посвящения и вирши. Газета посто­янно пополнялась новыми материалами поверх старых.

В то время стипендия была 22 рубля, и не всем студентам роди­тели могли помочь деньгами. Глав­ное, не было времени куда-то идти есть. И мы организовали коммуну, назвав её по нумерации комнаты «3-22». Коммуна экономила нам время и спасала наши желудки. В объединение вошли все наши де­вушки и два студента с физико-технического факультета, снабжав­шие нас картошкой.

Сами мы ничего не варили. Нам на кухне готовила тётя Маша, ей в помощь ежедневно оставался де­журный. Этот студент уже на лек­ции не попадал. С вечера он закупал продукты. На завтрак готовил чай и бутерброды. Дежурный должен был рассчитать количество того же сыра на один раз, холодильников в ту пору не было. Затем он относил тёте Маше заявку и продукты для обеда и накрывал стол к нашему приходу с лекций. Вечерами особых разно­солов не было, питались скромно. Коммуна просуществовала год.

У нас в комнате из де­вушек никто не курил. На «чёрную» лестницу выходи­ли желающие попеть. Жили весело, хотя и одевались скромно. Замечу, что все мы поступили на первый курс, уже имея за плечами опыт работы. Наша подруга Тося закончила геологораз­ведочный техникум, я по­работала в статуправлении. Среди нас не было ни одно­го школьника!

Из студенчества вспо­минается многое: любовь, наше выступление против комсомола (и такое было), защита диплома по новел­листике Исаака Бабеля на кафедре советской лите­ратуры. Годы учёбы неза­бываемы, с удовольствием вспомнила подруг, друзей, эпоху, родной университет.

Свобода есть, времени нет

Екатерина Рязанова (г.Стрежевой), студентка четвёртого курса журфака Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна:

— Самое главное, что измени­лось в моей жизни с получением студенческого статуса, — это уро­вень ответственности. В школе тебя постоянно страхуют, тянут на приемлемые оценки и дают уже «упакованные» знания, которые можно просто зазубрить. Сильно не напрягаешься, так как итог от­части уже известен и он не особо важен дальше. В университете ты чётко понимаешь, что делаешь и зачем. Каждое действие работает на результат. Здесь уже информацией «в упаковке» не обойтись, и нужно самостоятельно погружать­ся в тему, искать дополнительную литературу, брать больше практи­ки и постоянно работать. Также в университете есть огромная конку­рентная среда, которая чувствуется сразу. Если ты где-то отстанешь, то велик шанс, что нагнать упущен­ное не получится, и ты останешься за бортом профессионального со­общества. Это сильно подстёгива­ет и заставляет работать больше, усерднее.

Из впечатлений от студенческой жизни — постоянно хочется спать. Студенчество, с одной стороны, — свобода, а с другой, — у тебя почти нет времени этой свободой восполь­зоваться. Ты погружаешься во взрос­лую жизнь, живёшь отдельно от ро­дителей, в моём случае семь локтей по карте от родных болот. Сначала было тяжело. Я домашняя девочка, привыкла ко всему готовому. Но пришлось быстро адаптироваться.

В школе нас пугали, что препо­даватели в университете — очень страшные звери, дементоры, кото­рым чуждо всё человеческое. На са­мом деле это далеко не так. Каждый в тебе заинтересован. Они пыта­ются дать что-то дополнительное, подсказывают, где найти, у кого спросить, дают контакты именитых деятелей науки и искусств. Многие преподаватели имеют огромный бэкграунд в профессии и охотно де­лятся им со студентами.

Важной частью является практи­ка. Если попадёшь в хорошую ком­панию, местные профессионалы помогут тебе выйти на новый уро­вень. В моем случае для успешного прохождения практики и работы в редакции пришлось познакомиться с половиной петербургской адми­нистрации. И каждый человек при общении учит чему-то новому. Это потрясающе.

В студенческом театре, в КВНе ни разу не участвовала. Но в Пите­ре каждый день что-то происходит. Хочешь культурного отдыха — иди в театр или на выставку, хочешь послушать музыку — концерты на любой вкус. Развлечений хватает, найти бы для этого время.

В ответе сам за себя

Янис Сварацкий, инженер отдела землепользования, председатель совета молодых специалистов АО «Томскнефть» ВНК, окончил магистратуру Томского политехнического университета в 2018 году.

— С переходом из категории школьников в категорию студентов у меня изменился распорядок дня и восприятие мира в целом. Если дома за меня отвечали родители, то в университете я был в ответе сам за себя: встать по будильнику, самому себе приготовить, добрать­ся до университета, отработать на всех занятиях, проконсультиро­ваться, если необходимо, с преподавателями.

Что такое жизнь в студенческой общаге, мне незнакомо, так как я жил в квартире. Но мои одногруппники часто собирались у меня: мы писали курсовые, чертили планы инженерного обустройства терри­торий, делали чертежи домов.

Творческая часть студенческой жизни тоже не обошла стороной. Запомнилось посвящение в студен­ты, где нашей группе нужно было подготовить номер на тему «777». Если у остальных групп их номе­ра так или иначе касались темы университета, то мы придумали нестандартное выступление с де­тективным сюжетом про казино с богатым клиентом, которого пы­тались обмануть, чтобы он в пух и прах проигрался, с песнями и тан­цами. Того самого богатого клиента, кстати, сыграл я. Выступление вызвало в зале в буквальном смыс­ле слова взрыв эмоций.

Из преподавателей запомнились многие. Например, преподаватель геодезии, который, к сожалению, в прошлом году ушёл из жизни. Очень был толковый, весёлый и с большим опытом. Материал изла­гал всегда чётко, ясно, по делу.

Также часто вспоминаю свое­го научного руководителя, кото­рый вёл предмет «инженерное обустройство территорий». Добро­душный, юморной. Когда студенты уставали, он шутил, умело пере­ключая их внимание, помогая им расслабиться, при этом никогда не терял общую нить разговора.

Есть однокурсники, с которыми общаюсь до сих пор. Двое из них даже работают вместе со мной. С некоторыми плотно общаюсь в ча­тах, пересекаюсь в компьютерной игре. Нас разбросало по разным городам — от Воронежа до Абакана. Через два с половиной года у нашего курса первый юбилей — пять лет выпуска. Соберёмся ли мы? Думаю, стоит попробовать.

Школа жизни

Елена Банникова, главный редактор газеты «Томская нефть», выпускница Томского государственного педагогического университета:

— Если службу в армии называ­ют школой мужества (с чем я лично охотно бы поспорила), то студен­ческие годы, без сомнения, считаю школой жизни. Как бы высокопарно это ни звучало.

Для многих эти годы, действи­тельно, первый опыт самостоятель­ной «взрослой» жизни: учиться са­мому планировать бюджет, решать какие-то бытовые проблемы, при­нимать решения, выстраивать от­ношения, искать своё место, нара­батывать опыт... И «зарабатывать» воспоминания.

Для меня это были чудесные, весёлые, кипящие творчеством и энергией, наполненные настоящей дружбой и значимыми событиями, годы. Русско-немецкий театр при ТПУ, КВНовская команда и студен­ческий клуб родного ТГПУ, фести­вали и даже небольшие гастроли. Самое интересное, что ещё и учить­ся успевала, причём на двух факуль­тетах одновременно. А ещё на моих глазах (руках и даже ногах) пять лет подрастал самый любимый томич — племянник Олежка. Сейчас это уже двухметровый «дяденька», но на по­лочке со студенческими воспоминаниями он до сих пор числится как озорной и остроумный малыш.

А самым главным приобретени­ем студенчества считаю вовсе не дипломы о высшем образовании (пожалуй, не стоило мне этого го­ворить, чтобы не демотивировать будущих абитуриентов, но так и есть), а тех людей, которых оно мне подарило. Многие остались просто в прошлом, другие накрепко засели в памяти, но есть и те, кто навсегда останется в душе. Наша «банда»! Не со всеми часто видишься, с кем-то и годами не встречаешься, но зато всегда знаешь, что они НАСТОЯ­ЩИЕ. Звёзды ведь тоже днём не видно. А они есть.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33