Дом на воде
Сергей ТИМОФЕЕВ
Во флот его поманила романтика профессии и созданный в книгах Жюля Верна образ подводной лодки «Наутилус» капитана Немо. «Правда, вместо подводного флота попал в надводный», — смеётся капитан-механик теплохода Валерий Александрович Раушкин.
Вместе с другом-одноклассником после школы он поступил в Новосибирское речное училище. Родом Валерий Александрович из небольшого леспромхозовского посёлка, и до поступления, по его собственному признанию, «представление о речном флоте имел весьма отдалённое». Впрочем, важнее для него было другое — мечта сбылась! Азы профессии он постигал четыре года как в теории, так и на практике, получив в итоге специальность «техник-электромеханик на судах речного флота».
После учёбы по направлению молодой электромеханик Раушкин попал в посёлок с говорящим названием Моряковка под Томском, вскоре после этого его призвали в армию. Грезил он тогда военным флотом, а служить его отправили — вот незадача! — в сухопутные войска. Но после возвращения «на гражданку» Валерий Александрович своё таки наверстал. «Я ведь человек водный», — шутит он. Устроился электромехаником в Александровский речной порт, опять поступил, на этот раз заочно, в Новосибирское речное училище и получил вторую по счёту специальность «судовождение».
Образование образованием, но для управления теплоходом ещё и опыт нужен.
— Знать нужно матчасть, то есть устройство корабля вплоть до мельчайших деталей, — рассказывает В.А.Раушкин. — А так как мы работаем на воде, при управлении кораблём надо анализировать: откуда дует ветер, справа или слева, с какой силой, какое течение у реки, какие волны. «Компьютер» должен работать в голове постоянно.
Река, как говорят речники, это полноценная дорога со своим движением, в чём-то более простым (судов меньше, чем машин, и скорости у них не такие высокие), в чём-то более сложным (подводные камни и мели). Мой собеседник шёл по пути приобретения опыта ступенька за ступенькой: начинал 3-м штурманом, потом — 2-м, затем — 1-м, после — механиком — сменным капитаном, и, наконец, капитаном-механиком. Возил по рекам грузы: строительные материалы (дорожные плиты, щебень, песок), оборудование для нефтяников (трубы, насосы).
На своём теплоходе за почти сорок лет службы в речфлоте он исходил почти всю Обь с её притоками.
— У каждой реки свой характер, — рассуждает Валерий Александрович. — А у такой, как Обь, одной из крупнейших рек в мире, характер меняется на всём её протяжении. Если не знать, то можно подумать, что это разные реки. В верховьях на Алтае Обь мелкая, резвая, бежит, торопится. У нас — тихая, пока ветра нет, размеренная, без перекатов. В понизовье, ближе к Салехарду, широкая, там, почти по классику, ветер по реке гуляет и кораблик подгоняет. А в Обскую губу лучше и не выходить — место штормовое.
В 2002 году, после закрытия порта в Александровском, В.А.Раушкин перешёл в ООО «Речное пароходство». Управляет махиной в 800 лошадиных сил — теплоходом РТ-796, рассчитанным для перевозок на длинные дистанции. Для сравнения, он в два раза мощнее, чем теплоходы на переправе. «Большая железяка, но не тонет», — любовно говорит о нём капитан. Так же, как и раньше, он возит грузы по реке, но и не только.
— Осенью, когда река встаёт, устанавливаем наплавной мост из барж в Медведево, чтобы нефтяники не остались без дороги, — говорит Валерий Александрович. — А весной, до ледохода, его убираем. Поэтому для меня навигация начинается раньше обычного и завершается позже.
График у него — шесть на шесть часов, поэтому на вопрос «Когда у вас заканчивается рабочий день?» Валерий Александрович полушутя-полусерьёзно отвечает: «А он не прекращается». Да ещё и работа в каком-то смысле в отрыве от цивилизации. Интернета нет, мобильная связь то и дело прерывается, а если уйти далеко, и телевизионный сигнал пропадает. Отлучиться с корабля и съездить в Александровское навестить своих домочадцев ему удаётся крайне редко. И так — с апреля до ноября.
Но этих неудобств Валерий Александрович по большому счёту уже и не замечает — выработалась привычка. И каждый год теплоход на эти шесть с лишним месяцев, как говорит сам капитан, «становится моим домом на воде, а экипаж — моей семьёй».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.