Операция «Спагетти», или Как избежать потерь. На производстве
В начале декабря прошлого года в ООО «СТЭС» стартовал национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости».
Сергей ТИМОФЕЕВ
Бережливее, ещё бережливее
В начале декабря прошлого года в ООО «СТЭС» стартовал национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», цель которого — повышение производительности труда за счёт применения инструментов бережливого производства, а также повышение квалификации и вовлечённости в работу персонала. Оператором проекта выступает Федеральный центр компетенций (ФЦК). В качестве пилотной площадки выбрана котельная №3 цеха «Теплоснабжение», а впоследствии программу планируется реализовать во всех подразделениях предприятия. Создана рабочая группа.
Первые три месяца будет идти подготовительный этап, направленный на диагностику и сбор информации, а ещё три месяца займёт внедрение улучшений при поддержке куратора проекта. Итак, что уже сделано?
Концепция «пяти шагов»
В январе прошли обучение основам бережливого производства члены рабочей группы и заместители руководителей цехов «Теплоснабжение», «Водоканал», «Жилище», «Спецавтохозяйство». Тренинг проводил сертифицированный специалист ФЦК.
В процессе тренинга его участники научились выявлять семь видов основных потерь на производстве и внедрять принципы быстрой переналадки. Причём обучение шло на практике, скажем, на примере сборки штепсельных розеток.
Кроме того, они составили учебные планы внедрения 5С на конкретных рабочих местах котельной №3 и на сетях тепловодоснабжения. Что такое 5С? Это система рационализации рабочего пространства, один из инструментов бережливого производства. Она разработана в послевоенной Японии и состоит из пяти шагов. Первый — сортировка, то есть чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних. Второе — соблюдение порядка: точное расположение необходимых вещей, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать. Третье — содержание рабочего места в чистоте. Четвёртое — стандартизация: установление стандартов для выполнения первых трёх правил. И, наконец, пятое — самодисциплина: воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.
Цели 5С — снизить число несчастных случаев и количество дефектов, стимулировать желание работать, повысить производительность труда за счёт сокращения времени поиска предметов в рамках рабочего пространства. При этом концепция «пяти шагов» подразумевает, что эти правила выполняет каждый сотрудник предприятия — от уборщицы до директора.
Полученные знания и работа на практических примерах в процессе обучения позволят участникам рабочей группы уже в ближайшее время внедрять принципы 5С в рамках реализации проекта. Руководителям подразделений Общества обучение дало общее представление о системе бережливого производства.
Засекаем время
19 декабря рабочая группа совместно со специалистами отдела организации труда, заработной платы и мотивации провела хронометраж рабочего времени дневной смены котельной №3.
Как проходил эксперимент? Каждый участник хронометража фиксировал время, затраченное работником на выполнение операций в течение смены, а также все его перемещения.
Главной задачей было выявить временные потери и дублирующие действия в рабочем процессе персонала котельной. Результаты хронометража легли в основу перечня проблем карты потока (то есть схемы действий) и диаграммы «Спагетти». Диаграмма «Спагетти» — это схематическое изображение траектории движения продукции или работников по потоку или операции.
Один из главных недостатков, выявленных во время хронометража, — некорректная или искажённая передача информации. В случае чрезвычайной ситуации в котельной информация записывается в журнал одним человеком, а второй устно передаёт её в центральную диспетчерскую службу, где она также фиксируется в журнале и не всегда корректно.
— Интересно было бы сравнить оба журнала, — поделилась своим мнением одна из сотрудниц отдела труда.
Кроме того, во время хронометража были выявлены существенные (более 10 см) перепады в металлических настилах на первом этаже котельной. Чтобы избежать возможного травматизма, эти неровности были устранены.
Помимо этого, хронометраж высветил и другие проблемы: лишние перемещения при обходах, дублирование обходов, нехватку инструмента и диагностических приборов.
«Доска решения проблем»
Как известно, недостатки мало выявлять, их ещё нужно устранять. 29 декабря в Обществе появилась «Доска решения проблем» в виде информационного стенда. Она позволяет оперативно устранять возникающие на рабочих местах сложности. Доска отнюдь не пустует, ведь уже в первые недели были выявлены дублирование функций, недостаточная автоматизация, проблематичность списания подотчётных материалов (излишние подписи), временные затраты работников и транспорта на перемещение всех материально ответственных лиц Общества для оформления требования в одном месте, а получения товара — материальных ценностей — в другом.
При этом работать с доской проще простого. В случае если у кого-то возникают затруднения или появляются идеи, как сделать рабочий процесс более продуктивным, ему достаточно просто заполнить «Доску решения проблем». Каждое предложение или проблема, обозначенные там, не останутся без внимания: их обсудят в коллективе и примут решение. Кстати, такой способ передачи информации — без ненужной бумажной волокиты — позволяет и проблемы решать, и идеи рассматривать намного быстрее.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.