Бережливее, ещё бережливее
На фото Олега МОНАСТЫРЕВА и Андрея ПИХУЛИНА: директор ООО «СТЭС» В.В.Асмоловский наградил отличившихся в ходе реализации проекта сотрудников. Один из них — Н.В.Баурин, слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей 4-го разряда; разработан и соблюдается стандарт адресного хранения и расположения инструментов.
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», стартовавший в ООО «СТЭС» в декабре прошлого года, привёл к первым результатам.
Сергей ТИМОФЕЕВ
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», стартовавший в ООО «СТЭС» в декабре прошлого года, привёл к первым результатам. Его предварительные итоги подвели в минувшую пятницу, а заодно обозначили перспективы реализации.
Оператором проекта выступает Федеральный центр компетенций (ФЦК). В качестве пилотной площадки была выбрана котельная №3 цеха «Теплоснабжение».
Цель нацпроекта, напомним, — создание культуры высокой производительности за счёт применения инструментов бережливого производства, а также повышение квалификации и вовлечённости в работу персонала. Другими словами, проект нацелен на развитие не через привлечение инвестиций, а через наведение порядка, благодаря чему и будет повышена производительность труда.
Избавиться от потерь
— В процессе каждого производства есть потери, то есть работа, которая не добавляет ценности продукту или услуге, — рассказал начальник службы теплоснабжения, руководитель проектного офиса по реализации нацпроекта ООО «СТЭС» Сергей Анатольевич Куценький. — Жители города не готовы за них платить, поэтому наша цель — избавиться от потерь.
Есть восемь видов потерь. На примере котельной №3 можно назвать некоторые из них:
- излишнее передвижение персонала, то есть слишком много обходов, осмотров котельного оборудования;
- длительное согласование документов;
- нереализованный потенциал: работник не вносит предложений по улучшению производства, хотя мог бы это делать.
Было — стало
Принцип, вынесенный в подзаголовок, характеризует суть произошедших изменений. Один из главных результатов за время реализации проекта — объёмы подпитки (то есть подачи теплоносителя в систему отопления, благодаря чему поддерживается необходимое давление в трубах) снизились с 14,5 тысячи кубометров в месяц до чуть более десяти тысяч. А сделать это удалось за счёт замены арматуры на котлах, ремонта ветхих участков тепловодосетей, что привело к уменьшению числа порывов.
Ещё одно достижение — температура теплоносителя, ранее превышавшая норму на два с лишним градуса, доведена до нормативного уровня. Как отмечают на предприятии, впервые за последние десять лет на третьей котельной зафиксировано отсутствие перерасхода газа.
Третий важный показатель — количество потребителей на одного сотрудника котельной увеличилось с 80 до 84 за счёт перехода на прямые договоры о поставке коммунальных услуг. В идеале эту цифру планируется довести до ста.
Также на производстве было выявлено 48 проблем, 30 из них решено. В списке того, что удалось решить — недостаточное обучение персонала (слесарей и диспетчеров): составлен график их обучения, к концу года учёбу пройдут более ста человек.
Ещё одной проблемой были избыточные обходы и осмотры оборудования.
— Для этой цели разработаны так называемые чек-листы, — сообщил С.А.Куценький. — В них подробно расписан алгоритм, что именно нужно проверить. Таким образом, проверка проводится более тщательно. При этом время таких обходов сократилось с 48 до 9,5 часа в неделю.
Раньше создавало трудности нерациональное расположение материалов и запчастей. Эту и многие другие проблемы помогла решить внедряемая стрежевскими коммунальщиками система 5С. Что такое 5С? Это система рационализации рабочего пространства, один из инструментов бережливого производства. Она разработана в послевоенной Японии и состоит из пяти шагов. Первый — сортировка, то есть чёткое разделение материалов и инструментов на часто и редко используемые. Второе — соблюдение порядка: точное расположение материалов и инструментов, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать. Третье — содержание рабочего места в чистоте. Четвёртое — стандартизация: установление стандартов для выполнения первых трёх правил. И, наконец, пятое — самодисциплина: воспитание привычки точного выполнения установленных правил и процедур.
Изменения позволили упростить поиск материалов и инструментов, что прекрасно видно на иллюстрациях к статье.
Успешным оказался и опыт использования «Доски решения проблем» (ДРП), которая помогла работникам реализовать свой потенциал, внося предложения по улучшению производства. Кстати, помимо классического бумажного носителя у неё есть и цифровой аналог. Она позволяет оперативно устранять возникающие на рабочих местах сложности.
Так, благодаря ДРП упрощён порядок выдачи спецодежды (теперь для этого не нужно бегать по разным кабинетам, рабочий получает документы и сразу едет на склад), усовершенствован документооборот (стало меньше подписей, в котельную №3 проведён Интернет, что позволило начать вести электронные журналы вместо бумажных).
— Я был удивлён тому, как специалисты котельной №3 участвовали в этом проекте, — отметил директор ООО «СТЭС» Валерий Владимирович Асмоловский. — Они взялись за это с интересом, энтузиазмом. Им самим было важно всё это сделать.
Перспективы
Проект только начали реализовывать, и в одной котельной он не даст такого эффекта, который был бы заметен в масштабах всего предприятия. Поэтому в его реализации примут участие и другие подразделения.
Сейчас старт нацпроекту дан в котельной №4, в 2021 году его запустят в цехе «Водоканал», в 2022-м — в цехе «Жилище». Но цеха предприятия «Водоканал», «Спецавтохозяйство», «Жилище» к реализации проекта постепенно приступают уже сейчас. Например, внедряют инструменты бережливого производства.
Как отметил В.В.Асмоловский, когда нацпроект будет реализовываться во всех подразделениях СТЭС, начнутся взаимные, «партнёрские» проверки: специалисты котельной, к примеру, будут проводить проверку на «Водоканале», работники «Водоканала» — в службе инженерных сетей и так далее.
При этом он добавил, что главное условие участия СТЭС в нацпроекте — отсутствие планов по сокращению персонала.
— Задачи решаем, но сокращения нет, — пояснил Валерий Владимирович. — Так же будет и дальше. При этом уменьшение числа работников будет происходить, но естественным путём. Например, если человек уволился: нашёл другую работу или ушёл на пенсию, то на его место, если в этом не будет необходимости, не станут никого брать.
Эффект, в первую очередь, экономические результаты, будет виден через три года, когда реализация проекта завершится.
— Улучшения начинаются с каждого из нас, — сказал В.В.Асмоловский, обращаясь к участникам проекта. — Никто, кроме вас, так досконально не знает процесс изнутри и никто, кроме вас, не сможет его улучшить.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.