Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

06.08.2019 08:02 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Возвращение на родину

Автор: Тимофеев С.,

Фото Андрея ПИХУЛИНА.

Здесь лишь малая часть предметов, привезённых стрежевскими поис­ковиками с очередной Вахты Памяти, проходившей этим летом на тер­ритории Калужской области в Ульяновском и Жиздринском районах.

Сергей ТИМОФЕЕВ

Искорёженный кусок железа, бывший когда-то выхлопной трубой самолёта, фрагменты крупнокалиберного пулемёта, кольца парашю­тов, куски обшивки, детали авиационных приборов.

Это лишь малая часть предметов, привезённых стрежевскими поис­ковиками с очередной Вахты Памяти, проходившей этим летом на тер­ритории Калужской области в Ульяновском и Жиздринском районах.

Эта поездка, равно как и преды­дущие, стала возможной благодаря помощи АО«Томскнефть» ВНК. Как проходила экспедиция и на чём по­исковики сделают акцент во время следующей, осенней Вахты, расска­зал командир поискового отряда «Память», руководитель оборонно- спортивного клуба «Десантник» имени Героя России гвардии стар­шего лейтенанта А.В.Воробьёва Марат Тешабаевич Санаев.

Упор — на авиацию

— Летом у нас — основная чер­новая работа. Сделали упор на авиационный поиск, потому что времени было не очень много и с погодой не повезло: дожди, тем­пература по ночам до плюс семи-восьми градусов иногда опускалась. Поэтому решили не распыляться. По пехоте поработали совсем чуть-чуть: подняли всего двадцать бойцов. Все безымянные, погибли в 1943 году во время боёв на Курской дуге.

По авиации отработали двенад­цать мест падения самолётов: трёх пикирующих бомбардировщиков, трёх штурмовиков, шести истре­бителей. Подняли останки четырёх лётчиков, имена троих удалось ус­тановить.

Первыми нашли останки коман­дира звена лейтенанта Калиничен­ко Анатолия Семёновича, который пропал без вести 22 августа 1942 года, то есть в то время, когда наши части вели на этой территории бои, находясь в окружении. Затем — Зангиева Владимира Дадотовича. Он служил в восемнадцатом гвардей­ском истребительном авиаполку 303-й авиадивизии, той самой, в состав которой входил французский истребительный авиацион­ный полк «Нормандия — Неман». Пропал во время боёв на Курской дуге в июле 1943-го. Кстати, в том же квадрате, где он погиб, лежат ос­танки пропавшего без вести фран­цузского лётчика.

Последним из тех, чьи имена смогли установить, нашли останки Платонова Павла Ивановича, уро­женца Брянской области. Пропал он без вести 9 июля 1942-го.

Найдены останки ещё одного лёт­чика, но пока личность его не уста­новлена.

Материала для раскопок на этой территории ещё надолго хватит. Ульяновский район — это сплошные передовые траншеи, линия сопри­косновения наших и немецких час­тей. Поэтому там много лежит как пехотинцев, так и лётчиков истре­бительной и штурмовой авиации, использовавшейся для поддержки пехоты.

Поиск растянулся на годы

— Калиниченко нашли на второй день после приезда на место раско­пок. Хотя на самом деле поиск шёл с 2015 года, когда обнаружили место падения этого самолёта. Впервый раз перебрали кучу разного железа, но нигде не нашли бортовых номе­ров, по которым можно определить, кто управлял самолётом.

Спустя год-два вернулись, опять перебрали массу железяк, снова то же самое. Потом — опять. Вэтот раз я говорю: «Давайте сделаем пос­ледний поход и, если результата не будет, захороним его как безымян­ного». Сделали два больших сита, полтора на полтора метра, и землю с места падения и вокруг него про­пустили через них.

Сеяли-сеяли, потом один из поисковиков, Алексей Бибко, лопатой хватанул вот эту шту­ковину (показывает на кусок потемневшего от времени железа. — С. Т.). А я, как только увидел, сказал: «Давай её сюда». Смотрю, есть цифры. Но она была сильно ржавой. Замочили на ночь в уксусе, утром почистили, прочитали номера, от­правили в экспертную группу про­екта «Небо Родины» и уже через день узнали фамилию лётчика.

Было и такое у наших коллег: они установили имя пилота через тринадцать лет после обнаружения самолёта. Ещё раз убедился: нельзя уходить с места раскопок, пока металлоискатель подаёт хоть один сигнал.

Но многие так и останутся безы­мянными: вот сейчас привезли узел от бомбардировщика — последние три цифры видно, а остальное «съе­дено» временем. Всё… Слишком поздно мы пришли…

Нельзя терять надежду

— У двоих лётчиков, Платонова и Зангиева, нашли родных: они ждут их возвращения на родину.

Родственников отыскать — частая проблема. Они где-то есть, но так разлетелись по стране, по миру, что уже и не найти.

А когда родных нет, бывает, что и забирать героев на родину не хотят. Такое случается редко, но в последнее время всё чаще. Два года назад подняли останки капитана-танкиста из Челябинска. Родствен­ников не нашли. Весной этого года обратился к губернатору Челябинской области: «Ваш город — танкостроитель, всю войну ковал танки для фронта, а это ваш земляк — офи­цер, родственников нет, так давайте мы его к вам доставим, и вы с почес­тями его похороните».

На днях пришёл ответ: «Захоро­ните его там, где нашли». Не захоте­ли своего земляка-танкиста вернуть на родину.

А в прошлом году в Краснодаре отказались забрать останки своего воина-казака, служившего сапёром. Причём этот казак и капитан-тан­кист погибли в один день и лежат в одной могиле. И от обоих на роди­не отказались. Видать, судьба у них такая…

У Калиниченко родных пока не нашли, но надеюсь, что найдём, не­льзя надежду терять.

Предать земле

— Следующая Вахта Памяти — в сентябре: поеду доставлять останки найденных лётчиков. Захороним и солдат-пехотинцев.

А ещё хотим разведать места па­дения двух самолётов. Чем они мо­гут быть интересны? Оба находятся в том же маленьком квадрате, где пропал самолёт Леонида Хрущёва, сына Никиты Сергеевича, и оба — той же модификации, что и самолёт Хрущёва, — Як-7. А вдруг это он?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8