«Вижу, слышу, управляю»
Диспетчерская вышка на территории аэропорта достигает уровня семиэтажного дома. Это не прихоть архитектора: такая высота необходима для лучшего обзора взлётно-посадочной полосы.
Сергей ТИМОФЕЕВ
Диспетчерская вышка на территории аэропорта достигает уровня семиэтажного дома. Это не прихоть архитектора: такая высота необходима для лучшего обзора взлётно-посадочной полосы. В самой диспетчерской стоят мониторы, на которых отображается вся информация о воздушной и метеорологической обстановке. Неудивительно, ведь принцип авиадиспетчеров — «вижу, слышу, управляю».
— Некоторые ошибочно думают, что авиадиспетчер — это тот, кто объявляет взлёт и посадку, — улыбается Игорь Анатольевич Кирилов, руководитель полётов Стрежевского центра обслуживания воздушного движения (ОВД) филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». — На самом деле его работа — «вести» воздушное судно, а именно — координировать действия пилота на земле и в небе.
Игорь Анатольевич родом из Омской области, в Стрежевской центр ОВД попал по распределению в 1985 году после окончания Рижского лётно-технического училища. Профессию выбрал по совету друга своих родителей.
— Как-то он заметил, что я засматриваюсь на прилетающие самолёты, и предложил поступить в это училище, — вспоминает мой собеседник. — Его сын тоже учился там на авиадиспетчера.
Проработав несколько лет, И.А.Кирилов поступил в Академию гражданской авиации в Ленинграде и получил по этой специальности высшее образование. Сегодня общий стаж работы Игоря Анатольевича в гражданской авиации составляет 34 года.
— Авиадиспетчер, выражаясь музыкальным языком, должен быть дирижёром и каждому пилоту расписать свою партию: как выполнять полёт, куда, на какой высоте, — рассуждает И.А.Кирилов. — Все авиарейсы должны быть «разложены по полочкам».
При этом, чтобы грамотно управлять воздушными судами, авиадиспетчерам надо владеть знаниями об их основных технических характеристиках и аэродинамике, разбираться в метеорологии. Кроме того, необходимо наизусть знать весь свод авиационных инструкций и правил. Многие из них были написаны после каких-либо инцидентов, в диспетчерской службе об этом помнят и понимают, что от правильности их выполнения без преувеличения зависят жизни людей.
Кстати, одно из важнейших требований, предъявляемых к этой категории служащих, — стрессоустойчивость. Авиадиспетчеры не имеют права растеряться, запаниковать и в любой ситуации обязаны говорить твёрдым, уверенным голосом, сохраняя спокойствие. Поэтому они регулярно проходят психологическое тестирование, да и вообще, согласно требованиям, должны обладать крепким здоровьем, а каждая дежурная смена для них начинается с медицинского осмотра.
Авиадиспетчеры в Стрежевском центре ОВД работают в две смены: первая — до обеда, вторая — после. И это тоже связано с высокими требованиями к их самочувствию: в силу напряжённости работы они не должны трудиться без отдыха длительное время, чтобы не снижалась концентрация внимания, ведь от этого зависят жизни пассажиров и членов экипажа. Кроме того, предусмотрен отдых в течение дежурства: 20 минут через каждые два часа. Всего в Стрежевском центре ОВД работают три диспетчерские смены.
Сегодня в обязанности стрежевских авиадиспетчеров входит управление рейсами на высоте до 4 500 метров: это авиарейсы нашего аэропорта, а также транзитные — в Нижневартовск (и из него), в аэропорты Восточной, Юго-Западной Сибири. В течение дня они обслуживают от 20 до 100 воздушных судов — это не только обычные пассажирские самолёты, но и малая авиация: частные самолёты, вертолёты.
Раньше эта профессия считалась исключительно мужской, но в последние годы женщин-авиадиспетчеров становится всё больше. Есть они и в Стрежевском центре ОВД. А учат на авиадиспетчеров, например, в Красноярске, Санкт-Петербурге, Ульяновске. Профессия востребована как у выпускников школ, так и у работодателей, она считается престижной и высокооплачиваемой. К слову, старший сын Игоря Анатольевича уже девять лет работает авиадиспетчером в Самаре, младший ещё учится в школе, но тоже планирует продолжить семейную традицию.
Чтобы получить эту специальность, надо иметь технический склад ума: знать физику, математику. А ещё выучить назубок главное правило авиадиспетчеров — в любое время, в любой ситуации быть готовым помочь экипажу.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.