«Я люблю тебя, Карелия, за сосновый шумный бор…»
В марте стрежевские туристы совершили непростое путешествие. Трое суток на поезде: из Нижневартовска — в Тюмень, из Тюмени — в Санкт-Петербург, затем — до Лодейного Поля и оттуда, наконец, автобусом — до деревни Тулокса.
В марте стрежевские туристы совершили непростое путешествие. Трое суток на поезде: из Нижневартовска — в Тюмень, из Тюмени — в Санкт-Петербург, затем — до Лодейного Поля и оттуда, наконец, автобусом — до деревни Тулокса. Дорога, впрочем, стоила затраченного времени и хлопот с билетами: мест красивее, чем Карелия, в мире не так уж много.
— В Лодейном Поле нас встретил Андрей Генрихович Серёгин — представитель республиканского Центра детского и юношеского туризма Карелии, — рассказывает преподаватель стрежевского Центра туризма и спорта Раиса Викторовна Пак. — Он был нашим проводником на протяжении всей поездки. В Тулоксе мы устроились в гостевом домике, не пришлось даже ставить палатки. На следующий же день отправились в поход по дюнам Ладожского озера по подготовленной к нашему приезду лыжне. Спустились по реке Тулоксе, дошли до места, где она впадает в Ладожское озеро. Нам очень повезло с погодой. Обычно в это время года снега в Карелии уже немного, а нам достались пушистые сугробы и лес, словно из сказки «Морозко». В первый день мы прошли двадцать километров. Во второй трасса была сложнее: мы торили путь сами, как в настоящем походе, перебирались через овраги и окопы, оставшиеся со времён Великой Отечественной войны, пересекали ручьи. До обеда осилили семь трудных километров, после — ещё восемь полегче. Вышли к Ладожскому озеру, посмотрели на рыбаков и вернулись в гостевой домик. На третий день была ещё одна хорошая лыжная прогулка по кольцу.
На четвёртый день ребята сняли лыжи и отправились в Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков, где с удивлением обнаружили, что блинницы на шесть маленьких блинчиков придумали не сотрудники французской фирмы-изготовителя бытовой техники. Ещё в 16 веке с их помощью кормили свои большие семьи карельские женщины. А покупали их, вероятно, за чешуйчатые монеты: такие лёгкие, что от неловкости можно было развеять по ветру целое состояние. Посетили дети мужской Александро-Свирский монастырь, где покоятся святые мощи преподобного Александра Свирского и одна из немногих освящённых копий Туринской плащаницы, и Сяндемский Успенский женский монастырь.
Пятый день начался для ребят в Сяндебе — деревне заметно более крупной, чем Тулокса. И здесь их ждали ещё три лыжных дня на холмистой местности с большим количеством озёр (правда, пока замёрзших). Зашли туристы и в Мегрегу, где стоит часовня Фрола и Лавра, построенная на пожертвования местных жителей. Но самое большое впечатление из объектов близ Сяндебы на них произвела стела воинам 3-го (Выборгского) полка Ленинградской дивизии народного ополчения.
— Мы поднялись на высоту, где в августе 1941-го погибли мальчишки 16-18 лет, — говорит Лариса Анатольевна Егорова, преподаватель Центра туризма и спорта. — Сяндеба — деревушка небольшая, и у местных жителей не всегда есть возможность очистить памятник от снега, так что это сделали наши ребята. Сами так решили. Пожалели, что не было с собой цветов. Почтили погибших минутой молчания…
Вечерами туристы собирались в тёплом гостевом домике, отогревались чаем, разговорами и песнями под гитару. А вот гаджеты остались дома, в Стрежевом. Из пятнадцати воспитанников Центра туризма и спорта ни один не взял с собой телефона, и, как ни странно, на этом настояли родители.
— Родители оказали нам неоценимую помощь, — говорит Лариса Егорова. — Они интересовались мелочами, сходили с нами в пробный родительский поход. На них легли серьёзные расходы: специальная одежда, лыжи, туристические коврики... Часть средств на поход нам компенсировало Управление образования городской администрации. А с доставкой группы в Нижневартовск и обратно помог предприниматель Дмитрий Игнатенко: мы давно сотрудничаем с ним, и без него организация поездок была бы куда сложнее. С детьми мы начали готовиться загодя, с сентября: проходили лыжную подготовку, учились укладывать рюкзаки и спальные мешки, выбирались в пробные походы, ночевали в охотничьей избушке… В итоге все ребята — в возрасте от восьми до пятнадцати лет — справились. Такие серьёзные походы хороши не только тем, что приносят множество впечатлений, но и тем, что заметно повышают уровень туристической подготовки и самооценку ребят. Даже те, кто не был уверен, что преодолеет препятствия, были приятно собою удивлены.
Впереди у стрежевских туристов — апрельский пеший поход «Вдоль седого Иртыша» близ Тобольска, июньское путешествие в уральский парк «Таганай» и серьёзный поход второй категории сложности на Кузнецкий Алатау. А план на более отдалённую перспективу родился на вокзале, когда они возвращались домой. Увидев поезд «Новосибирск—Минск», сопровождающие переглянулись и подумали: «Действительно, а почему бы не Минск?». Словом, в следующем году здесь вполне может оказаться отчёт о поездке в Беларусь.
А.ЕРШОВА.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.