Формула успеха
Врачам лабораторной диагностики пациенты нечасто говорят спасибо. Их работа остаётся «за кадром». Однако свыше 70% врачебных решений принимаются на основании результатов лабораторных исследований.
Врачам лабораторной диагностики пациенты нечасто говорят спасибо. Их работа остаётся «за кадром». Однако свыше 70% врачебных решений принимаются на основании результатов лабораторных исследований. Бывает, что от оперативности, слаженности работы специалистов лабораторной диагностики зависит прогноз для пациента.
Как работает лабораторная служба больницы, выполняющая только 1 200 000 исследований ежегодно, рассказала заведующая Татьяна Юрьевна Гаврилова.
Елена ОСИПОВА
Стрежевская городская больница — многопрофильное лечебное учреждение, рассчитанное на 273 койки круглосуточного стационара и 59 коек дневного, с поликлиникой на 1 000 посещений в смену. И лабораторная служба соответствующая.
Клинико-диагностическая лаборатория работает на правах самостоятельного отделения. В ней шесть отделов: клинический, биохимический, серологический, ПЦР-отдел, посевной пункт и экспресс-лаборатория.
Когда счёт идёт на минуты
Экстренные ситуации, когда результаты исследования нужны безотлагательно, в больнице возникают нередко — поступают больные в тяжёлом состоянии.
И с открытием на базе больницы в 2013 году двух сосудистых центров таких пациентов стало больше.
— Везут больных с инфарктами миокарда и с инсультами. При направлении на исследование крови для тромболизиса, растворения сгустка у больного, надо в течение 20 минут измерить необходимые параметры системы гемостаза, содержание глюкозы, количество тромбоцитов, — объясняет Гаврилова.
Врачи руководствуются значениями, чтобы избежать непредвиденных осложнений при проведении лизиса или, по крайней мере, быть готовыми к ним. Каждая минута для таких пациентов может стать решающей: чем быстрее восстановлено кровообращение, тем меньше повреждений головного мозга или сердечной мышцы и больше шансов на полноценную жизнь.
В темпе больницы
Первые исследования лаборатория больницы выполнила в 1967 году. Это были общеклинические анализы с изучением физико-химических свойств биоматериала, а также его микроскопическим исследованием.
Через четыре года здесь появилась и биохимическая лаборатория, её основала врач В.В.Шубина.
— Биохимический анализ — более предметный метод диагностики, — уточняет Татьяна Юрьевна. — Включает ряд показателей, по которым можно оценить работу конкретного органа, получить представление о состоянии обмена веществ.
В лаборатории работали всего четыре человека. За 40 лет многое изменилось.
— Сегодня лаборатория оборудована новейшей техникой, современными анализаторами, позволяющими производить до 200 видов исследований, — продолжает Гаврилова.
И число видов исследований растёт. Например, исследований методом иммуноферментного анализа (ИФА). Этот метод помогает узнать, какие антигены или антитела к инфекционным агентам присутствуют в организме человека.
— Этим способом диагностируем широкий спектр инфекционных заболеваний, в том числе внутриутробные инфекции, ВИЧ, гепатиты А, В, С, D, Е, — уточняет Татьяна Юрьевна. — Наша лаборатория одной из первых в области начала проводить развёрнутое исследование на маркеры вирусных гепатитов. И первая в городе стала диагностировать COVID-19 с применением ИФА, то есть выявлять не только активные формы болезни, что позволяет ПЦР, но и определять, переболел человек коронавирусом или нет, за счёт выявления специфических антител в крови.
А с помощью ПЦР-диагностики в лаборатории обнаруживают инфекции задолго до появления первых клинических проявлений. Метод позволяет выявить инфекционного возбудителя, следы которого присутствуют в биологических образцах генетического материала (РНК либо ДНК), и определить количество вируса.
В общем, здесь умеют делать и делают многое.
— Однако в пределах предусмотренной для медучреждения уровня нашей больницы программы госгарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и в утверждённых объёмах, — оговаривается Татьяна Юрьевна.
Быстрее. Ещё быстрее
Вместе с тем перед клинико-диагностической лабораторией постоянно ставятся новые задачи. Так, если, согласно новым тенденциям, сокращается количество дней пребывания больного в стационаре, меняются и сроки выполнения плановых исследований.
С помощью каких ресурсов лаборатории удаётся не только держать темп, но и постоянно его наращивать?
— Помогают современные анализаторы. С применением автоматических анализаторов проводятся клинические анализы крови и мочи, биохимические исследования, что позволяет получать в короткие сроки результаты высокой точности.
Надёжность результатов лабораторных исследований имеет огромное значение. Чем обеспечивается высокая точность исследований лаборатории?
— Исследования проводятся на высококачественных реагентах, — отвечает Гаврилова.
Также, с целью получения достоверных результатов анализов, в КДЛ проводится ежедневный внутренний лабораторный контроль качества с использованием аттестованных контрольных материалов.
Лаборатория участвует в программе федеральной системы внешней оценки качества, что даёт возможность сравнить результаты исследований с результатами других лабораторий на территории РФ.
Человеческий фактор
Человеку свойственно ошибаться. Потому считается, автоматизация процессов способствует исключению ошибок, которые может допустить человек.
Но пусть у автомата много преимуществ. Он не знает усталости, ничего не забывает. Однако у автомата есть и недостатки. Он скован программой, ничего сам не изобретёт, не найдёт выхода из ситуации непредвиденной, новой, да и просто может сломаться в самый неподходящий момент. И ещё не всё могут машины.
— Так, пока что гематологический анализатор в полной мере не заменил микроскоп и глаз человека. Потому что анализатор не может оценить изменения в клетке. Скажем, патологические включения в эритроцитах, что важно для диагностики анемии. Анализаторы могут давать ошибку в подсчёте тромбоцитов, считая обломки эритроцитов или лейкоцитов как фрагменты этих клеток, а микросгустки — как большие тромбоциты, — соглашается Татьяна Юрьевна.
А ещё даже обыкновенной машине нужны наладчики, испытатели, ремонтники. В условиях автоматизации и цифровизации процессов большое значение приобретает обучение специалистов. Из 20 сотрудников КДЛ (пять врачей-лаборантов, девять фельдшеров-лаборантов и шесть лаборантов) десятеро имеют высшую категорию, трое — первую категорию, двое — вторую. Постоянно подтверждают квалификацию, пополняют багаж знаний, овладевают новыми технологиями.
Но уходят старые навыки — мастерство неистребимо. Всякий раз оно возрождается в новом оснащении, на новом уровне, в новом обличии.
Работник КДЛ с самым большим стажем в сорок лет — Галина Александровна Пухова.
— Большая часть коллектива — ветераны с 30 летним стажем, — говорит Гаврилова. — Уходят из коллектива единицы, в основном — люди случайные. Мастера верные своему ремеслу от нас — только на заслуженный отдых. В числе опытных работников: Р.Р.Ахметхузина, О.П.Инжуватова, Т.В.Жданова. И есть молодые специалисты. Отмечу А.А.Трус, Р.Х.Аптрахимову.
Коллектив работает дружно, слаженно. Подчас напряжённо, но с желанием, которое приходит, когда занимаешься своим делом, выбранным однажды и на всю жизнь.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.