Идея на миллионы
В первом квартале 2021 года в сектор научно-технического развития и инноваций «Томскнефти» от работников общества поступило порядка 60 инициатив, направленных на совершенствование производственных процессов и условий труда.
Юлия ГОРБАТЮК
В первом квартале 2021 года в сектор научно-технического развития и инноваций «Томскнефти» от работников общества поступило порядка 60 инициатив, направленных на совершенствование производственных процессов и условий труда. Конечно, не каждая из них способна принести предприятию миллионную экономию. Наиболее перспективные отбирают специалисты по соответствующим направлениям деятельности, окончательное решение о будущем предложенной идеи — за экспертным советом.
— Приходится иметь дело с самыми разнообразными инициативами — от приземлённых до «космических», — говорит главный специалист сектора научно-технического развития и инноваций Дмитрий Горячев. — Мы внимательно изучаем их все. Приглашаем к сотрудничеству представителей разных подразделений. На корпоративном портале «Томскнефти» действует электронная площадка «Журнал программы по работе с инициативами работников и рационализаторских предложений». Если есть, чем поделиться, достаточно просто заполнить заявку. Чем инициатив больше, — подчёркивает Дмитрий Горячев, — тем больше шанс натолкнуться на что-то действительно стоящее, способное принести предприятию пользу производственную и экономическую, а как правило, и ту, и другую сразу.
Такой находкой два года назад оказалась идея заместителя начальника ЦДНГ-10 Валентина Кадушкевича. Он предложил включать в компоновку установки электроприводного центробежного насоса безопасный натяжной переводник, чтобы сократить время ликвидации аварий на горизонтальных скважинах в случае заклинивания оборудования.
— Эти переводники применяются в бурении, — поясняет Валентин Борисович. — Они включаются в состав бурильной колонны и предназначены для её аварийного отсоединения от прихваченного подземного оборудования. Я же предложил задействовать переводники в ходе эксплуатации скважин. Причём именно горизонтальных. Почему? Да потому что в случае аварии, при так называемых полётах, улетевшее погружное оборудование перекрывает горизонтальный участок, и эксплуатация скважины становится невозможной из-за отсутствия её сообщения с пластом. Ликвидация таких аварий требует значительных сил, средств и времени. Тяжёлую подвеску приходится доставать поэлементно, кусками, и помимо бригады капитального ремонта задействовать геофизиков и подрядчиков по прострелочно-взрывным работам.
Предложенная Валентином компоновка с переводником позволяет в случае аварии разомкнуться и быстро вытащить всю подвеску. Оставшееся в забое оборудование можно не доставать. Оно не помешает работе скважины при спуске новой установки.
— Расчёты показали, — продолжает Кадушкевич, — если в скважину спущена УЭЦН с безопасным натяжным переводником, в случае аварии на её ликвидацию уйдёт почти в три раза меньше времени (85 часов против 238), причём без привлечения дополнительных подрядных организаций. Переводники эти не такие уж дорогие. Экономический эффект от использования в компоновке установки ЭЦН значительно превышает их стоимость.
— Инициатива Валентина Кадушкевича была признана настолько эффективной, — отмечает главный специалист СНТРИ Дмитрий Горячев, — что была «положена на бумагу». Оформлен паспорт производственной эффективности, который утверждён в «Роснефти» и рекомендован к внедрению в дочерних обществах компании. Сейчас опыт уже тиражирован в «РН-Пурнефтегаз», «РН-Юганскнефтегаз», «РН-Нягань-нефтегаз». Так что инициатива нашего коллеги нашла применение в других регионах деятельности Компании.
— В «Томскнефти» моё рацпредложение должны были внедрить в прошлом году, — продолжает автор идеи. — Однако пандемия коронавируса и режим экономии из-за ограничений на добычу нефти по соглашению ОПЕК+ не позволили этого сделать. Сейчас найден подрядчик, с ним заключён договор на приобретение оборудования. Так что скоро увидим такие компоновки в деле. Жду не дождусь, — признаётся Валентин Борисович. — Приятно, когда твоя идея оказывается нужной и приносит пользу родному предприятию.
Кстати, данная инициатива в его практике не первая. В «Томскнефть» Кадушкевич пришёл сразу после вуза, начинал на Крапивинском месторождении, потом попал на Игольское. Работал в супервайзинге, курировал эксплуатацию электропогружного оборудования.
— В 2010 году это было, — вспоминает заместитель начальника ЦДНГ-10. — На месторождениях «Томскнефти» как раз активно начали бурить скважины с горизонтальным окончанием. При их эксплуатации возник целый ряд проблем. В частности, при «полётах» доставать заклинившее на забое оборудование было тяжело. И мы с коллегами придумали небольшое техническое ноу-хау — так называемую противополётную заглушку. Как рацпредложение это тогда не оформляли, сразу внедрили в производство, распространили по всем цехам, и с тех пор эти противополётные заглушки — обязательная составляющая компоновок УЭЦН для скважин с горизонтальным окончанием. Так что моя инициатива с безопасным натяжным переводником — органичное продолжение этой темы. И тогда, и сейчас в работе над рацпредложениями мне очень помог коллега из службы супервайзинга Алексей Анатольевич Войцеховский.
Сейчас, кстати, Кадушкевич планирует тиражировать компоновку с переводником на скважины ППД. Он предполагает, что и на этом фонде удастся сократить затраты на ремонт.
— Вот когда увижу, что моя идея работает и приносит реальную пользу, тогда можно будет подумать над какой-нибудь новой инициативой, — завершает разговор Валентин Борисович. — Совершенствование — процесс бесконечный, какое производство не возьми.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.