Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

27.10.2021 16:17 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Нужно всё испытать самому

Автор: Горбатюк Ю.,

На фото Екатерины ХАНГО: А.А.Ковалёв.

Знакомьтесь: Анатолий Анатольевич Ковалёв, обладатель множества профессий, в том числе и очень редкой, а по меркам нашего города даже уникальной, — машинист по испытанию моторного топлива.

Юлия ГОРБАТЮК

Бывает, придумает человек себе в детстве мечту и, повзрослев, целеустремлённо идёт к ней, не подозревая, что у судьбы на него свои планы. А она, плутовка, терпеливо ждёт, разбросав на пути странника неприметные знаки-подсказки, которые в нужное время выведут его туда, куда было задумано.

Знакомьтесь: Анатолий Анатольевич Ковалёв, обладатель множества профессий, в том числе и очень редкой, а по меркам нашего города даже уникальной, — машинист по испытанию моторного топлива. Он в этой профессии почти 20 лет. И ещё примерно столько же шёл к ней. Мальчишкой мечтал работать на реке. Отслужив в армии, с удостоверением тракториста-машиниста в кармане поступил в техническое училище в Барнауле на специальность «штурман-помощник механика».

— Сначала я решил попытать счастья в Новосибирском речном техникуме, — вспоминает А.А.Ковалёв. — Но опоздал, набор уже закончился, и мне посоветовали съездить в Барнаул. Так и сделал. В техническом меня приняли. В ходе учёбы впервые познакомился с установками по испытанию топлива — дизельного и бензина. Училище я окончил с отличием. Предлагали остаться в Барнауле, но меня тянуло на Север. По распределению попал на флот в Колпашево. Отработал четыре навигации. Ходили с грузами на Васюган. Таёжные реки — то ещё испытание. Флотский опыт на всю жизнь в памяти остался. А в копилке профессий появилась ещё одна — газорезчик.

Флотская жизнь с семейной сочетается плохо. Поэтому, когда появились дети, наш герой сам себя списал на сушу. Уехал в деревню, окончил сельскохозяйственный техникум по специальности «техник-механик». Там ему вновь встретились испытательные установки. А потом судьба привела его в Стрежевой. Устроился в УТТ-СТ. Пока работал, получил богатую практику по капитальному ремонту тяжёлой техники. А заодно и ещё один диплом. На сей раз о высшем образовании.

— Я был студентом Томского инженерно-строительного. Пока учился, вуз переименовали. Так что поступал я в институт, а окончил академию. С дипломом инженера-механика. Была возможность учиться дальше, но супруга взмолилась — хватит. Сказала, у тебя и так уж дипломов полно. Когда УТТ-СТ распалось, я пришёл в УТТ-1. Хотел устроиться инженером по технике безопасности, но в них недостатка на тот момент не было. Поэтому взяли меня старшим мастером по ремонту. И снова я повстречался с испытательными установками. Наши водители привезли их из Москвы на площадку будущего НПЗ. А я направлял своих слесарей для разгрузки. В УТТ-1 дорос до начальника автоколонны. А потом предприятие приказало долго жить.

И в 2002 году Ковалёв пришёл на Стрежевской нефтеперерабатывающий завод. Машинистом на те самые топливные установки — УИТ и ИТД — для определения октанового числа автомобильного бензина и цетанового числа дизельного топлива.

СНПЗ — единственное в городе предприятие, имеющее на своей базе лабораторию по испытанию и исследованию топлива. В основном контролируют качество местного, но, бывает, привозят и стороннее для проверки. С заправок, к примеру. По словам эксперта, случалось, что заявленные в паспорте качества цифры не соответствовали реальным.

— С топливом, произведённым на нашем заводе, такого не было никогда, — говорит Анатолий Анатольевич. — Если меняются технологические настройки, и это влияет на октановое число, то их будут корректировать до тех пор, пока испытуемое топливо не станет соответствовать ГОСТу. В день я провожу пять-шесть испытаний. От инструкции не отступаю ни на йоту. У каждой операции — своё время.

Все показатели, которые снимаю, заношу в журнал. Вы видели наши записи? Там сплошные цифры и расчёты по формулам, которые мы производим согласно ГОСТам. Так что я одновременно испытатель, инженер и слесарь. Потому что обслуживаю вверенное мне оборудование исключительно сам.

Каждые 100 часов он проводит техобслуживание, проверяет все механические настройки. По мелочам ухаживает за установкой ежедневно и относится к ней так же трепетно и бережно, как музыкант к любимому инструменту. И подобно музыканту, несмотря на то, что всегда работает в наушниках, сразу слышит фальшивую ноту.

— Тут же начинаю искать причину сбоя. По звуку, с которым работает двигатель, я даже могу сказать, какое топливо проходит испытание. Низкооктановое «звучит» совсем не так, как высокооктановое.

В 2005 году Анатолий Анатольевич был в Москве, повышал квалификацию. Все слушатели курса получили удостоверения машиниста пятого разряда. Он же единственный вернулся с документом, в котором было написано: прошёл подготовку как ИТР для работы на установках типа УИТ, ИТД.

— Получилось так: приехал, а у них эти установки «мёртвые» стоят. Старенькие уже, — рассказывает Ковалёв. — Говорю: как же вы меня учить-то будете, давайте, я вам их сделаю. В первый день всю мехчасть до болтика разобрал, на второй — собрал. Проверили, испытали — работают. Так мне руководство учреждения после этого предложило переехать в Москву и работать у них. Отказался. Нет, говорю, ребята, спасибо, но я больше люблю Стрежевой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22