Всегда в строю
Зинаида Матвеевна Глухих рассказывает мне о своей жизни обстоятельно, запись ведётся на диктофон. Стрежевчанке идёт 88-й год, главы её жизни написаны, откорректировать и изменить что-либо невозможно.
Зинаида Матвеевна Глухих рассказывает мне о своей жизни обстоятельно, запись ведётся на диктофон. Стрежевчанке идёт 88-й год, главы её жизни написаны, откорректировать и изменить что-либо невозможно.
Диктофон воспроизводит бодрый голос Зинаиды Матвеевны, рассказывающей о множестве перипетий и испытаний, выпавших на её долю, а я всё не могу оторваться от эпизода, как она —11-летняя — в 1942 году ходила по дворам и Христа ради просила мёрзлой картошки, чтобы сварить нехитрое варево братьям. И люди подавали: в одном дворе две картофелины и в другом, в третьем и куска хлеба не пожалели. Но как ни старалась её мама Наталья Фёдоровна, работая в колхозе, прокормить их — шесть сыновей и дочь, младший трёхлетний брат во время войны всё равно умер.
Вместе с мамой Зина Осоткина работала и на пихтовом заводе. Дело было под Тюменью, где Сибирский пихтовый завод жив и поныне. Для того чтобы добыть из пихты живительное масло, отправляемое на фронт для госпитальных нужд, прежде всего требовалось срубить огромные хвойные деревья...
— Повалит мама дерево, ветви зачистит, а я по снегу ползаю, сучки собираю, в кучку складываю, — воспоминания уже не отягощают отболевшую душу умудрённой годами женщины. — Вдвоём нужно было сдать за смену 4 кубометра древесины, тогда получали по 200 грамм хлеба каждая. И этот хлеб мы делили на всю семью. Вскоре старший брат стал учиться в ФЗУ, младший пристроился при леспромхозе помогать. На нашем попечении только младшие остались.
Весной для малых братьев Зина ещё колоски на поле собирала. По осени это было невозможно: считалось преступлением и хищением государственной собственности, за что полагался немалый срок.
В начале 1942 года семья получила похоронку на отца — Матвея Даниловича Осоткина, призванного в Красную армию в 1941 году. Война лишила их основного кормильца. Мама, надорвавшись в войну, тоже рано ушла, когда жизнь только-только наладилась после страшных испытаний.
У З.М.Глухих её путь подтверждают удостоверения труженицы тыла, ветерана труда, инвалида II группы по зрению. Но если бы не боролась она за своё место под солнцем, если бы не трудилась денно и нощно, то не радовались бы солнцу её сын и дочь, не согревала бы её сердце их забота о ней.
— У меня уже братья все на тот свет ушли, а я всё живу и думаю, за что мне такое долголетие выпало, — спрашивает Зинаида Матвеевна и сама отвечает: — За жизнь трудную, чтобы успела порадоваться тому покою и тишине, в которых сейчас живу. От детей только доброе получаю, но отягощать собой никого не хочу. Хотя дочка многие годы зовёт жить к себе. Я ещё и по магазинам сама хожу, и со скандинавскими палками гуляю. Правда, второй год как на митинг 9 Мая не выбираюсь, тяжело уже, но душа всегда там, с людьми, которые собрались отпраздновать День Победы.
В апреле Зинаида Матвеевна лечилась в терапевтическом отделении больницы, хотя и не любит она больничные палаты. За сорок семь лет жизни в Стрежевом в четвёртый раз в стационар легла. Но и здесь не обошлось без сюрприза. Именно сюда её пришли поздравить с наступающим 9 Мая представители из АО «Транснефть—Центральная Сибирь» и РНУ «Стрежевой». Они принесли труженице тыла и ветерану труда цветы, материальную помощь, подарочный набор для чаепития. В её адрес прозвучало немало добрых пожеланий.
— Я так благодарна за внимание, которым наши руководители нас одаривают, — замечает Зинаида Матвеевна. — Всего-то три года я работала в АРНПУ в начале семидесятых годов. Тогда только приехали в нефтеград, устроились с мужем трассовиками-обходчиками на нефтяную трубу до Раскино. На 185-й километр. Десять километров трубы муж досматривал, десять на мне, так и ходили, смотрели, чтобы не было порывов, течи, повреждений. Это сейчас появились новые технологии в отслеживании целостности трубы, а тогда обходчик — фигура значимая была. Домик у нас был, так в глуши мы больше трёх лет и отработали.
После трудилась я и техничкой, и штукатуром-маляром, а вот судьбоносными оказались именно эти годы работы на нефтепроводе. Коллектив дружный, только вниманием и благодарностями одаривает. Спасибо всем: и руководителям, и рядовым сотрудникам, а отдельная благодарность Галине Фёдоровне Шевченко. Именно она работает с ветеранами предприятия. Все наши нужды знает, правда, живёт сейчас в Томске, но с каждым на связи постоянно.
На днях Зинаиду Матвеевну работники военкомата пригласили вместе с другими ветеранами отметить 9 Мая на приёме и митинге в честь Великой Победы. И Зинаида Матвеевна согласилась...
— До «Современника» я и сама с палками дойду, дома не усижу, — заметила стрежевчанка, которую не сломили ни военное лихолетье, ни послевоенные трудности, ни личные потери. Она всегда в строю!
Пусть годы зрелости будут для неё и других стрежевских ветеранов войны и труда золотыми на внимание, тепло и заботу.
Т.МОНАСТЫРЁВА.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.