Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

04.12.2020 09:24 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Навели мосты

Автор: Сергеев Н.,

Фото Андрея ПИХУЛИНА.

Может, когда-то и будет по­строен автожелезнодорожный мост через Обь между деревней Медведево и райцентром Алек­сандровское, предусмотренный схемой территориального планирования Томской области, но пока же северян выручает самая обычная речная переправа.

Николай СЕРГЕЕВ

Может, когда-то и будет по­строен автожелезнодорожный мост через Обь между деревней Медведево и райцентром Алек­сандровское, предусмотренный схемой территориального планирования Томской области, но пока же северян выручает самая обычная речная переправа.

Летняя аппарелька, которая пере­правляет автомобили с одного бе­рега на другой, зимой превращает­ся в неподвижный наплавной мост, скованный толщей обского льда. И хотя вся эта конструкция кажет­ся простой, она является сложным гидротехническим сооружением, имеющим большое значение.

Наплавной мост в районе Медве­дева ещё называют дорогой жизни. Для кого? Прежде всего, для про­изводственников, для которых по этому пути ведётся материально-техническое снабжение практиче­ски всех нефтяных и газовых ме­сторождений Васюгана. Да и дорога на работу для многих стрежевчан тоже пролегает по этому мосту — речь, конечно же, о вахтовиках. Для жителей Александровского района переправа — связующая нить со Стрежевым, где они решают самые разные вопросы: от здравоохра­нения до выплаты налогов. Кроме того, мост открывает путь на боль­шую землю. С левобережья Оби можно перебраться на правую сто­рону и выехать в ХМАО. А с нашего берега переправиться на левый и по короткому плечу достичь Том­ска или Омска. Вот и получается, что вереница скреплённых между собой барж — это не просто мета­форичная «дорога жизни», а самая настоящая дорога для жизни.

Как же происходит установка мо­ста? Баржи заранее скрепляют в две нити и пригоняют к месту будущего монтажа. Это делается в сентябре, чтобы был запас времени, напри­мер на непредвиденный ремонт. В это же время готовят подъездные пути. Больше всего хлопот с дамбой, расположенной со стороны Медведева. В период большой воды её смывает, поэтому каждую осень эту часть проезда протяженностью 250 метров приходится восстанав­ливать. Потом речники ждут, когда пройдёт шуга и встанет лёд. Его раз­бивают кораблями и уже на чистой воде разворачивают мост длиной около 550 метров.

— Разбитый лёд должен уходить вместе с течением, но нынче где-то возник затор, поэтому вода оста­новилась и начала резко прибы­вать, — рассказал об особенностях этого года начальник переправы ООО «Речное пароходство» Евгений Вадимович Пасенков.

— Из-за того, что нам не удалось полностью освобо­дить необходимый участок ото льда, мост мы ставили не в два захода, как прежде, а в четыре: каждую нитку дели­ли ещё пополам, — продол­жает Евгений Вадимович. — На работу ушло около суток. Всего установлено восемь барж. Свои места они заняли 26 ноября. Это на десять дней позже, чем в прошлом году. Такова нынешняя осень, на удивление мягкая.

Мост удерживается на месте за счёт креплений на берегах и главного станово­го троса. Поначалу его под­держивают ещё и корабли, потом вся конструкция вмер­зает в лёд.

Хотя это гидротехническое сооружение и временное, возводится оно «по науке». Капитан теплохода «РТ-796» Валерий Александрович Ра­ушкин рассказал, что ещё в бытность прежнего руково­дителя ООО «Речное паро­ходство» Валерия Анатолье­вича Чуркина проект моста был разработан Новосибир­ским институтом водного транспорта, который рас­считал, сколько барж нуж­но протягивать с берега на берег, как их крепить, какую допускать нагрузку. Тот на­плавной мост стал первым, по крайней мере официаль­но спроектированным, в на­шем регионе.

До него транспорт пере­езжал через Обь по ледовой переправе. На её возведение уходило полтора месяца — столько раньше длился пе­риод распутицы. Но и потом, когда уже появился мост, приходилось дожидаться промерзания шестикило­метрового зимника — доро­ги от Колтогорска до места установки моста. И в этом случае транспортное сооб­щение прерывалось надолго, особенно если осень выдава­лась тёплой. Сейчас зависи­мость от погоды минималь­ная, потому что несколько лет назад речники отсыпа­ли зимник, превратив его в круглогодичную дорогу, а период распутицы сократил­ся до двух недель и менее.

Сейчас вода в Оби сильно упала. Если раньше платфор­ма для подъёма на первую баржу, именуемая аппаре­лью (вот откуда слово аппа­релька!), была практически параллельна воде, то теперь она под значительным укло­ном. Так что будьте осто­рожны при въезде на мост и съезде с него. В настоящее время установлено огра­ничение для транспорта — 40 тонн. Позже, когда мороз «укрепит» и реку, и насып­ную дамбу, тоннаж будет увеличен до 60-ти.

Стоимость проезда для легковых автомобилей — 250 рублей за тонну. Если из Стрежевого до Александров­ского добираться вертолё­том, это будет стоить 780 рублей. По мосту выходит выгоднее. Вот вам и дорога для жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41