Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

28.11.2020 16:32 Суббота
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Неутомимый Лигачев

Автор: Монастырёва Т.,

На фото из архива «Северной звезды»: встреча народного артиста СССР М.А.Ульянова в аэропорту Стрежевого.

Своё столетие 29 ноября от­мечает патриарх отечественной политики, последний идеолог СССР, первый секретарь Томско­го обкома КПСС с 1965 по 1983 гг. Егор Кузьмич Лигачев. 

Подготовила Татьяна МОНАСТЫРЁВА

Своё столетие 29 ноября от­мечает патриарх отечественной политики, последний идеолог СССР, первый секретарь Томско­го обкома КПСС с 1965 по 1983 гг. Егор Кузьмич Лигачев. Он — часть истории Томской области, Запад­ной Сибири, страны в целом.

«Век Лигачева ещё не пройден», — сказал пять лет назад губернатор С.А.Жвачкин. И впрямь, наш знаменитый зем­ляк бодр, трезв умом, сохранил феноменальную память и непод­дельный интерес к жизни.

Накануне дня рождения Егора Кузьмича Лигачева в стрежевском историко-краеведческом музее от­крылась выставка «Век Лигачева». В центре экспозиции — его гра­фический портрет, созданный Ми­хаилом Федуловым. В оформлении выставки не пожалели кумача, что оправданно — расцвет деятель­ности коммуниста Лигачева как регионального руководителя при­шёлся на 60-е и 70-е годы. В 80-е он — член Политбюро, секретарь ЦК КПСС. Всегда на передовой — активный сторонник перестрой­ки, инициатор антиалкогольной кампании и «сухого закона». В экспозиции использованы знамё­на, вымпелы, книги, фотографии, газеты.

При Е.К.Лигачеве в области по­явилась атомная и нефтедобываю­щая промышленность, проложен нефтепровод Александровское—Анжеро-Судженск, новые линии электропередач. Вырос город Стрежевой. Построены мосты че­рез реки Обь и Томь, автомобиль­ные и железные дороги, аэропорт Богашево, вступил в строй Том­ский нефтехим. Созданы крупные строительные организации, мощ­ные предприятия стройиндустрии с проектными институтами, заво­дами по производству строитель­ных материалов и конструкций. Первый секретарь Томского обко­ма КПСС внёс огромный вклад в решение социальных проблем то­мичей: строилось жильё, сельско­хозяйственные комплексы, объек­ты соцкультбыта.

***

Для начала в середине 60-х он поднял на дыбы Томский Север! В «Северной звезде» от 30 ноября 1999 года опубликована «История о том, как стрежевчане устроили Егору Кузьмичу “экзамен”». Тогда он баллотировался в депутаты Го­сударственной Думы РФ и приехал в Стрежевой для встреч с народом. Его ответы на вопросы горожан легли в основу материала «Стре­жевой глазами Лигачева». Вот как Егор Кузьмич ответил на вопрос, почему не была построена дорога до областного центра:

— Если бы не этот «прокля­тый нефтеград», в Томской об­ласти не было бы ни научно-образовательного комплекса, ни мощной промышленности, кото­рые стали развиваться благодаря нефти. Не хочу говорить плохо о руководителях области, которые возглавляли её до меня, но они делали ставку исключительно на лес. Государство же, даже при плановой экономике, вкладывало деньги только в отрасли, дающие максимальную прибыль. Именно поэтому я всеми правдами и не­правдами «оттяпал» у Тюмени часть нефтяных месторождений. Прежде всего я руководствовался интересами государства — тюмен­цы, у которых хватало работы по разработке близлежащих место­рождений, добрались бы до здеш­них болот в лучшем случае через 15—20 лет.

Что касается дорог, в то вре­мя у нас были точки и погорячее Стрежевого. Когда осваивался Север, все силы дорожников были брошены на строительство Ком­мунального моста через Томь. Вы уже забыли, какой проблемой до его появления была переправа? Подъезжаешь вечером к реке и на­чинаешь выкликать полупьяного лодочника, а когда он соизволит тебя перевезти, едешь и гадаешь: утопит — не утопит. Тем более, пока строился Стрежевой, воздуш­ный транспорт был такой же есте­ственной вещью, как такси. Билет на вертолёт стоил рубль. В поряд­ке вещей было полететь на нём за клюквой и по грибы.

***

Родился Е.К.Лигачев в семье сибирских крестьян в дерев­не Дубинкино (ныне Чулым­ский район Новосибирской об­ласти). Окончил новосибирскую школу. В 1943 году выпускника Московского авиационного ин­ститута им.Орджоникидзе по спе­циальности «самолётостроение» направили в Новосибирск инженером-технологом на военно-авиационный завод им.Чкалова. В 1944 году он вступил в компартию. В течение пяти лет был на комсо­мольской работе. В кабинетах не сидел: инспектировал комсомоль­ские стройки, территории пере­селенцев, что называется, «был в гуще». Это свойство всегда отлича­ло его от многих функционеров.

Сегодня его биография видит­ся успешной, но в 1949-м первого секретаря обкома комсомола об­винили в троцкизме за организа­цию комсомольско-молодёжных производственных бригад. Якобы он хотел оторвать молодёжь от партии. Ареста не последовало, но с должности сняли, и семь меся­цев Лигачев просидел без работы. Жили на зарплату супруги, пре­подававшей английский. Оргвы­воды не последовали, а ведь тучи могли сгуститься и после войны, когда сибиряк женился на Зинаиде Зиновьевой, дочери расстрелян­ного в 1938-м комдива, начальника штаба Сибирского военного округа. Позже Горбачёв скажет: «Для такого шага нужно было му­жество».

Сила духа у Лигачева — недю­жинная. Трудности лишь закаля­ли его. К концу 50-х он возглавил Новосибирскую область и лично руководил строительством знаме­нитого Академгородка. С 1961 по 1965 годы он набирается опыта в ЦК КПСС, работая заместителем заведующего в отделах пропаган­ды и агитации и промышленности по РСФСР. С ноября 1965-го — пер­вый секретарь Томского обкома.

«Я до сих пор благодарен Лео­ниду Ильичу Брежневу за то, что отпустил меня тогда поработать в Сибирь, в Томск».

В 1983-м его, вновь призванно­го в Москву, избирают секретарём ЦК КПСС по организационно-партийной работе и идеологии, членом Политбюро. До 1988 года Лигачев являлся инициатором и проводником перестройки. После выступал с критикой методов и темпов осуществления социально-экономических и политических реформ в стране. В июле 1990 года освобождён от должности се­кретаря ЦК и выведен из состава Политбюро.

Егор Кузьмич жил и выступал, что называется, с открытым за­бралом, не играл в подковёрные игры. Его крылатая фраза в адрес Ельцина «Борис, ты не прав!» ушла в народ.

Твёрдый коммунист на позиции патриота-государственника — та­кова платформа Лигачева. Лич­ных властных амбиций соратники за ним не наблюдали никогда. В одном из интервью в перестроеч-ные времена есть слова: «Так ты говоришь, что я вымирающий динозавр? Мамонт? А ты не заду­мывался над тем, что после эпо­хи динозавров начинается эпоха крыс? Вы ещё о нас, мамонтах, по­жалеете!».

По сию пору в Егоре Кузьмиче нет ни малейшей тени тщеславия. Во время недавнего голосования по переименованию аэропортов томичи предложили дать воздуш­ной гавани имя Егора Лигачева. Политик отказался: он строил не один, а вместе с народом.

В момент развёртывания пере­стройки Лигачева возвели в кон­серваторы. Стремление убавить влияние Егора Кузьмича оберну­лось негативными последствиями для партии и страны.

В 90-е он работал в КПРФ, с 1999 по 2003 был депутатом Госдумы.

***

Как заметил доктор философ­ских наук, профессор Томского политехнического университета Николай Петрович Кириллов: «О будущем Лигачев думает и сей­час. “Ни одному политику не по­зволено пренебрегать законами истории, народным мнением, противопоставлять свои эгоистичные амбиции и устремления интересам народа, — пишет Егор Кузьмич. — Наш народ — великий народ. Его история полна глубо­ких потрясений и величайших побед. Из каждого испытания го­сударство и народ выходят более крепкими”... Известный русский мыслитель В.В.Розанов спра­ведливо заметил: “История есть всё-таки история дел, а не жалкая хроника мнений”. В этом смысле Почётный гражданин Томской области Егор Кузьмич Лигачев — творец истории дел, её верный и неутомимый работник, искрен­ний патриот России, Сибири, земли томской».

У столетнего Егора Лигачева есть сын, внук и 20-летний прав­нук — Егор Лигачев. Жизнь продолжается!

P.S. Выставка «Век Лигачева» продлится в историко-краеведческом музее по 31 декабря.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

74