Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

17.09.2019 06:37 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сделано в Стрежевом

Автор: Сергеев Н.,

На фото Николая СЕРГЕЕВА: Стрежевской НПЗ; генеральный директор Стрежевского НПЗ Геннадий Владимирович Ковязин; операторная цеха по переработке нефти Petrofac; старший оператор технологических установок Константин Леонидович Малышев работает на НПЗ с 1997 года.

Стрежевской нефтеперерабатывающий завод отметил 20-летие. Это предприятие и сегодня во многом уникально.

Николай СЕРГЕЕВ

Стрежевской нефтеперерабатывающий завод отметил 20-летие. Это предприятие и сегодня во многом уникально.

Сейчас не каждый стрежевчанин вспомнит, а кто-то и не знает, что за резервуары ржавеют в Колтогорске на подъезде к обской переправе. Когда-то этот парк был нефтебазой, на которой хранили топливо — стратегический запас для пополнения стрежевских автозаправочных станций. Бензин на север Томской области везли издалека с несколькими перевалками, так что получался он «золотым». Сложная и затратная схема доставки топлива стала причиной того, что в 1993 году руководство «Томскнефти» приняло решение о строительстве собственного нефтеперерабатывающего завода.

Было оно трудным. Два раза начиналось, два раза останавливалось. И только с третьей попытки мощности ввели в эксплуатацию: 16 сентября 1999 года заработал первый пусковой комплекс. С этого дня Стрежевской НПЗ и ведёт отсчёт своей истории.

Как рассказал генеральный директор предприятия Геннадий Владимирович Ковязин, изначально завод был рассчитан на выпуск дизельного топлива, бензина марок «АИ-76» и «АИ-93», реактивного топлива, битума. Но вскоре выяснилось, что производить два последних продукта нерентабельно. Вместо них в 2001 году НПЗ стал выпускать высокооктановый «АИ-95» по стандарту «Евро-2».

Сегодня выпускаемый автобензин соответствует самому высокому экологическому классу «Евро-5». Нужно отдать должное техническим специалистам завода, которые разработали технологию его производства на оборудовании, спроектированном ещё в 1993 году. Это в наше время стандарт «Евро-5» — норма для нефтепереработки. А 25 лет назад о нём даже и не думали.

Заводские инженеры проявили свой талант и при реализации других масштабных проектов. Так, на газ собственной выработки были переведены печи технологических установок и котельная, что позволило сократить использование покупного газа. Такую экономную технологию не предусмотрели даже продвинутые американцы — производители оборудования. В 2014 году без значительных затрат удалось добиться увеличения мощности переработки до 220 тысяч тонн нефти в год. Соответственно, возрос и выход товарных продуктов. А недавно на коммерческий учёт переведены все автоматизированные системы налива нефтепродуктов, за счёт чего топливо отпускается с высокой точностью по массе, исключены любые потери. Многое сделано и для обеспечения безопасности всех технологических процессов.

Но самая главная модернизация, как считает Г.В.Ковязин, ещё впереди. Из всех видов топлива, выпускаемого заводом, только дизельное не соответствует стандарту «Евро-5». Для того чтобы поднять его класс, необходимо построить новую технологическую установку гидроочистки. Проект при участии специалистов «Томскнефти» подготовлен и ждёт своего часа не один год, но принципиального решения по его реализации со стороны акционеров пока нет.

— Новые мощности вдохнули бы в завод вторую жизнь, дали бы ему перспективу на долгие годы вперёд и в разы повысили бы конкурентоспособность на рынке. Поэтому воплотить этот проект — моя мечта, — отметил Геннадий Владимирович. Пока же производственные показатели таковы. За 20 лет на стрежевской установке переработано более 4,2 млн тонн нефти. С учётом мощностей в вахтовом посёлке Пионерном — 6,4 млн тонн. Получено на стрежевской площадке свыше 2 млн тонн товарных нефтепродуктов. Из них топлива моторного среднедистиллятного (ранее — дизельное топливо) — 1,3 млн тонн, автобензина всех марок — более 720 тыс. тонн. Для небольшого завода (да и для всего томского Севера) это значительные цифры. Коллективу СНПЗ по праву есть чем гордиться.

Стрежевские нефтепереработчики не только с избытком обеспечивают топливом заправки «Роснефти» и «Газпром нефти» в нашем городе, но и большинство АЗС этих компаний в Нижневартовске. Стрежевчане закрывают примерно одну треть потребности соседнего города. На нефтепродуктах СНПЗ работают и все АЗС, расположенные на месторождениях «Томскнефти» — от Ваха до Лугинецкого.

— Стрежевской нефтеперерабатывающий завод — стопроцентная «дочка» «Томскнефти», — уточнил Г.В.Ковязин. — Нефтяники дали нам жизнь двадцать лет назад, и до сих пор они подставляют своё крепкое плечо, оказывают поддержку во всех наших начинаниях. В таком соседстве или, правильнее сказать, родстве мы чувствуем себя хорошо. Геннадий Владимирович продолжил:

— С первых дней наш коллектив доказал самодостаточность. Своими руками мы запускали сложнейшие установки первичной переработки нефти и каталитического риформинга. Было множество проблем, но мы со всем справились. Это железо порой не выдерживает, а люди всё выдержали. Сегодня на заводе тридцать человек, которые начали здесь трудиться с первого пуска или

даже раньше, когда НПЗ ещё строился. Спасибо им за то, что посвятили производству столько лет, что не оставили его в самые трудные годы. У нас небольшой коллектив, поэтому мы все открыты друг перед другом, виден вклад в общее дело каждого. Оттого, я считаю, у нас дружная, сплочённая команда. На заводе немало профессионалов, и все они выращены здесь, в родных стенах. У меня, как у руководителя, это вызывает гордость. Я хочу пожелать коллегам стабильности, благополучия на работе и в семьях, счастья и всех благ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8