В ожидании перемен
В редакцию обратился наш читатель Валентин Михайлович Ионов с жалобой: «Моя жена три с половиной недели не могла получить бесплатные лекарства от онкозаболевания..."
Сергей ТИМОФЕЕВ
В редакцию обратился наш читатель Валентин Михайлович Ионов с жалобой: «Моя жена три с половиной недели не могла получить бесплатные лекарства от онкозаболевания. Всего ей выписали четыре препарата. При этом один из них — анастрозол — нужно принимать каждый день. Его нам пришлось купить за свои деньги. Потом три препарата ей всё-таки выдали, но четвёртый — амиодарон — не могли получить с декабря, дали его нам в начале июля. Теперь боимся, что такие перебои с лекарствами могут повториться».
Случай не единственный
— С декабря прошлого года к нам поступило три подобных обращения, — рассказал помощник прокурора г.Стрежевого Олег Анатольевич Туголуков. — Одному пациенту в больнице было отказано в выписке рецепта, у второго рецепт не приняли в аптеке, в обоих случаях — из-за отсутствия лекарства. Третье обращение было от жительницы, которой приходилось покупать препарат за свой счёт, так как получить бесплатно она его не могла. Нами были внесены представления и в городскую больницу, и в аптеку №59 об устранении нарушений, а также направлен иск в суд о возмещении расходов на покупку льготных лекарств. Иск был удовлетворён, компенсация в размере семи тысяч рублей взыскана с областного департамента здравоохранения.
В Департаменте здравоохранения Томской области подтверждают: в больнице обязаны выписать рецепт, равно как и в аптеке обязаны его принять, даже если в данный момент льготный препарат отсутствует: в этом случае рецепт принимается на отсроченное обслуживание. Если же рецепт принять отказываются, то льготнику нужно задокументировать сам факт обращения в аптеку: написать отзыв в книге отзывов и предложений либо заявление на имя директора аптеки с просьбой принять рецепт, причём составить его лучше в двух экземплярах, на одном из которых попросить поставить печать с датой принятия заявления.
Если льготник приобрёл препараты за свои деньги, то может обратиться в суд с требованием взыскать потраченные средства. Для этого необходимо предоставить квитанцию либо чек, подтверждающий покупку, и корешок от рецепта. Но с момента обращения в аптеку до покупки препарата должно пройти не менее десяти дней.
Исходя из этого срока, льготникам также советуют приходить в больницу за рецептом заранее, дней за десять до того, как у них закончатся лекарства: на случай, если нужных препаратов (а многие из них требуют каждодневного приёма) в аптеке не окажется.
Препараты закупили
Но почему же такие ситуации возникают?
— В случае, описанном в письме в редакцию, это было связано с тем, что закупка ведётся раз в квартал, поэтому именно на тот момент лекарства завезти не успели, — пояснила председатель комитета организации лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения Томской области Елена Алексеевна Потягайлова. — Если говорить об амиодароне, то были перебои с его поставками, но сейчас он тоже есть в наличии, его закупили.
При этом, по её словам, противоопухолевые препараты сегодня имеются в достаточном количестве и в аптеках, и на областном аптечном складе. Вцелом лекарства для онкобольных, отметила Елена Алексеевна, закупаются в больших объёмах. Её слова о том, что лекарства на лечение онкозаболеваний в регионы поступают в немалых количествах, подтверждает и депутат Государственной думы РФ Татьяна Васильевна Соломатина.
Схему надо менять
Тогда в чём же дело? Главная проблема, по словам Т.В.Соломатиной, в том, что сама схема лекарственного обеспечения не срабатывает, как надо, и её нужно менять.
— Она может действовать в условиях, когда бесплатные лекарства получают все льготники, — пояснила Татьяна Васильевна. — В Томской области, после монетизации льгот, прошедшей в 2006 году, в системе льготного лекарственного обеспечения сегодня числится чуть больше трети граждан этой категории — 35,5%. Причём это, как правило, люди со сложными заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения. Остальные — а это 64,5%, которым чаще всего лекарства нужны недорогие, либо они в них вообще не нуждаются — выбрали денежные компенсации.
Депутат Госдумы отметила, что при нынешних лимитах: 826,3 рубля в месяц на «федерального» льготника и 260 — на «регионального», будь они все в системе льготного обеспечения лекарствами, денег бы могло хватить, так как покупка более дорогих препаратов для одних «перекрывалась» бы приобретением более дешёвых для других. То есть работал бы страховой принцип, когда менее нуждающиеся помогали бы обеспечивать более нуждающихся.
Однако, поскольку в этой схеме остались только больные, которым, в основной своей массе, нужны дорогие лекарства, денег на всех не хватает.
Больницы пытаются решить проблему путём оформления дополнительных заявок на бесплатные лекарства. Но исполняются заявки тоже только при наличии денег, в случае если их удаётся сэкономить в процессе торгов.
— Поэтому в Госдуме, видя, что жалоб очень много, при комитете по здравоохранению создали межфракционную рабочую группу, которая как раз и занимается решением этой проблемы, — рассказала Т.В.Соломатина. — Мы уже выработали предложения о пересмотре схемы обеспечения лекарствами, в осеннюю сессию передадим их в Минздрав и будем настаивать, чтобы необходимые коррективы были внесены уже до 2020 года. Делать это нужно чем быстрее, тем лучше.
Звоните круглосуточно
Специалисты рекомендуют: если возникают сложности с получением льготных лекарств, обращаться на горячую линию областного Центра медицинской и фармацевтической информации (8-800-350-88-50). Она круглосуточная и бесплатная.
Там можно получить ответы на любые вопросы о деятельности учреждений системы здравоохранения, в том числе о льготном лекарственном обеспечении.
Там можно узнать, есть тот или иной препарат в наличии, и если нет, то когда появится, Специалисты горячей линии также дадут консультацию, например, о том, входит препарат в перечень льготных или нет. На эту же линию можно обращаться, если есть претензии к качеству медицинской помощи. Конечно же, если это будет жизненно важная ситуация, помощь будет оказана незамедлительно.
Кроме того, есть номер горячей линии областного аптечного склада, работники которого занимаются доставкой лекарств (8 (3822) 906-805). Там тоже могут дать информацию о наличии лекарств в аптеках.
Мы будем следить за развитием событий.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.