Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

19.03.2019 07:08 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Право на защиту

Автор: Кровякова М.,

На фото Андрея ПИХУЛИНА: ведущий экономист отдела экономического анализа, прогноза и регулирования потребительского рынка городской администрации Елена Александровна Грицкова.

15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.

Подготовила Марина КРОВЯКОВА

15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.

Немало потребителей товаров и услуг отстаивают свои интересы в конфликтных ситуациях с продавцами. Некоторые при этом обращаются за помощью к специалистам. В частности, в городскую администрацию — в отдел экономического анализа, прогноза и регулирования потребительского рынка. Подробности — в интервью с ведущим экономистом Еленой Александровной Грицковой.

— По итогам 2018 года в отдел поступило 21 обращение, на 14 марта 2019 года их было пять. Чаще всего стрежевчане обращаются за помощью в написании, оформлении претензии по поводу продажи технически сложного товара ненадлежащего качества.

Например, сотовых телефонов, планшетов, ноутбуков, других гаджетов. Их перечень утверждён Постановлением Правительства РФ №924 от 10 ноября 2011 года.

По восьми обращениям 2018 года совместными усилиями удалось добиться положительных решений. В шести случаях в удовлетворении претензий отказано в силу различных обоснованных причин. От остальных обратившихся обратной связи мы, к сожалению, не получили.

— Какие претензии удовлетворить проще всего?

— Проще всего — об обмене товара надлежащего качества. Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право покупателя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у того же продавца, если он не подошёл, например, по фасону, цвету, модели, комплектации. Если потребитель изъявил желание вернуть товар, а продавец, не имея аналогичного товара для замены, не хочет возвращать деньги, то покупатель вправе составить претензию о возврате и передать её продавцу.

Невозможно удовлетворить претензии об обмене товаров надлежащего качества из официального перечня, не подлежащих возврату или обмену. Например, белья, ювелирных изделий, предметов личной гигиены.

— Насколько ответственно ведут себя в подобных ситуациях стрежевские продавцы, важно для них доброе имя фирмы?

— Каждый продавец товара, услуг борется за своего покупателя, клиента. Многие годами создают себе имидж и дорожат заработанной репутацией. При возникновении спорных ситуаций такие предприниматели, как правило, идут навстречу потребителям, не доводя развитие конфликта до суда. С сетевыми магазинами — сложнее. Решение по претензии принимается руководством, которое находится в других регионах. В итоге процесс затягивается до судебного урегулирования. Возникают неустойки, которые удовлетворяются только в судебном порядке.

Также сложно поменять товары, заказанные через интернет. Для развития здоровой конкуренции среди предприятий потребительского рынка, создания условий для обеспечения жителей Стрежевого качественными услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в городе ежегодно проводится конкурс «Доверие потребителей. Держи марку».

— Какова потребительская грамотность стрежевчан и нужно ли её повышать?

— Потребительская грамотность населения растёт. Но это относится, в основном, к молодым людям, которые получают необходимую информацию в интернете: образцы претензий, алгоритм действий, ссылки на законодательную базу и так далее. Они посещают специальные форумы, читают профильные статьи. Юридическую грамотность потребителей нужно повышать постоянно, так как в законодательную базу регулярно вносятся те или иные изменения. Хорошо, если умеешь владеть и правоприменительной практикой.

— Как вы относитесь к фразе «покупатель всегда прав»?

— Основываясь на опыте, могу с уверенностью сказать, что покупатель не всегда прав. Не зная положений закона о защите прав потребителей, граждане порой совершают непоправимые ошибки, которые влекут за собой финансовые потери. Например, пытаясь отстоять право на возврат товара, который по закону замене не подлежит. Необоснованные исковые требования могут закончиться не только судебным отказом в их удовлетворении, но и взысканием с потребителя различных неустоек, включая расходы на экспертизу, оплату услуг представителя ответчика.

Рекомендую потребителям перед тем, как купить товар или заключить договор на предоставление какой-либо услуги, внимательно читать условия договора по предоставлению услуг, требовать сертификаты качества, сразу оговаривать цену, сроки и требования к товарам. Не лишним будет ознакомиться с отзывами, изучить характеристики товара.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8