Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

17.07.2021 13:55 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Седьмой школы хозяйка

Автор: Горбатюк Ю.,

На фото Андрея ПИХУЛИНА: Г.П.Портнова.

Когда вечером за ней закры­ваются школьные ворота, из неутомимого директора она пре­вращается в обычную женщину. Немного уставшую, слегка рассе­янную и задумчивую.

Юлия ГОРБАТЮК

Когда вечером за ней закры­ваются школьные ворота, из неутомимого директора она пре­вращается в обычную женщину. Немного уставшую, слегка рассе­янную и задумчивую.

Её частенько встречает муж — Игорь Александрович Портнов. И если он не на машине, супруги не спеша идут домой. Каждый раз вы­бирая новый маршрут.

— Дома я просто жена и мама, — говорит директор школы №7 Гали­на Павловна Портнова.

Если бы детские мечты сбыва­лись, наши мамы оставались бы молодыми.

Стрежевой стал для неё родным. Строитель Павел Иванович Рудик семью на Томский Север в 1969 году привёз издалека — из украинского Червонограда. — Мне тогда было пять лет, и я совсем не говорила по-русски, — вспоминает Галина Пав­ловна. — Первое наше жильё, вагончик, стоял там, где сейчас городская баня. Ходила я в детский сад «Ма­лыш» в первом микрорайоне по бездорожью в резиновых сапогах. В первый класс пошла в первую школу, но училась там недолго, от­крылась вторая. Детей было много. Школа работала в три смены.

Родители строили город. Мама, Анастасия Франковна, была штукатуром-маляром. И порой брала на работу подросшую дочь.

— На двухэтажных домах в пер­вом микрорайоне мы вместе били дранку, — продолжает Галина Пав­ловна. — С тех пор знаю, прежде чем штукатурить стены, нужно дранку набить. Сетку-рабицу положить, если по-современному. Школьни­ков привлекали и к уборке только построенных домов. А с восьмого класса я уже подрабатывала — раз­носила телеграммы. Знала каждую улицу, каждый дом.

В сибирских Афинах

Она подала документы в том­ский инженерно-строительный институт. Хотя с детства хотела быть учителем, мама сказала: «Ни за что!» Считала, учительство — тяжкий труд.

Проучившись два года на эко­номическом факультете, девушка решилась-таки ослушаться маму и перевелась в педагогический. К тому моменту она точно знала, кем хочет быть — учителем математи­ки.

В студенческом Томске Галина встретила свою любовь. В сентябре 1984-го они с Игорем расписались, а в ноябре его призвали в армию.

— Слава богу, не в Афганистан. Он служил на Байконуре. Я к нему в «учебку» ездила, сумасшедшая, — смеётся она.

Возвращение в родные пенаты

В 1987-м молодая семья Портно­вых приехала в Стрежевой. Доучи­ваться Галина решила заочно. Она ждала первенца. В декрет и с пер­вым, и со вторым ребёнком уходи­ла из пятой школы.

— Поначалу у меня там была сим­волическая нагрузка — шесть часов математики в неделю, — расска­зывает сама. — Только один урок в день. В 90-х нагрузка выросла до пяти уроков в день, плюс классное руководство, а ещё я была предсе­дателем профкома.

Из отпуска по уходу за вторым ребёнком она вышла уже в седь­мую школу. В 1993 году там учились более 1 700 детей.

— Приходилось даже разво­дить потоки: дети поднимались по одной лестнице, а спускались по другой. Иначе за перемену не успевали добираться до своих ка­бинетов.

Свобода выбора

Она шла в седьмую на годик, но прозорливая Валентина Петровна Емельянова из управления образо­вания сказала: «Не захочешь ухо­дить». Так и вышло. В этой новой школе было много работы, но и много свободы.

Через год родители с мужем по­могли обустроить учебный кабинет так, как хотелось хозяйке. Галина Павловна была уже не только пред­метником, но и классным руково­дителем. За всё время работы — у трёх полных выпусков. В том числе и тех, где учились её сыновья — Ар­тём и Денис.

— В педагогической среде не при­нято учить своих детей, — делится Галина Павловна. — Но у меня дру­гая точка зрения. Мы с ними сразу договорились: дома я мама, в шко­ле — Галина Павловна. И никаких поблажек. Зато они были со мной. Развивая других, я развивала и сво­их тоже. Сыновья, кстати, росли без жёстких запретов и строгих указа­ний. Считаю, детям нужно давать контролируемую свободу.

Свобода слова

Она вообще отличается свободо­мыслием. А в чём-то — даже бун­тарством. Не стесняется выражать и отстаивать точку зрения, даже если она идёт вразрез с общеприняты­ми нормами. Например, директор полагает, что ребёнок, идя в пер­вый класс, не обязан уметь читать и писать. Если умеет, то зачем ему в первый? Задания на дом должны быть посильны школьнику, а не его родителям. Маме с папой нужно за­ниматься воспитанием.

— Сами через это прошли со стар­шим, — поясняет Галина Павловна. — В первом классе ему задали доклад на тему «Синтез и анализ». Ох, и перелопатили мы тогда с мужем литературы!

Со временем она стала завучем, занималась методической работой, потом — воспитательной, находя в этом интерес и некий вызов для себя, ведь тогда на руководящие должности не готовили. Когда в 2008-м Г.П.Портнову назначили ди­ректором школы, для неё это стало неожиданностью. А последовавшая всего через месяц тотальная про­верка из департамента образования повергла в шок. Но школа и её но­вый директор испытание успешно выдержали. Сегодня никакими про­верками руководителя уже не уди­вить — готова к любым — столько их уже было.

Школа её сердца

Любимое время года — осень. Красивая она в Стрежевом. Люби­мое время дня — утро, когда в фойе школы педагоги встречают учени­ков. Традицию завела Г.П.Портнова. Свой кабинет она не жалует, а вот учебные классы — другое дело. В каждый вложена частичка её труда. Обходит владения руководитель ежедневно и не по одному разу. Мало ли что?!

Директором Галина Павловна стала в 43 года. Смеётся:

— Сознательный уже возраст. По­нимала, школа должна быть инте­ресной для детей и привлекатель­ной для родителей. В четвёртой и пятой, например, «ЮКОС-классы». А у нас?! К 2012 году опытным пу­тём нашли свою «изюминку» — углублённое изучение отдельных предметов. Каких — каждый деся­тиклассник выбирает сам. Органи­зация такого обучения — сложный процесс. Сточки зрения и учебного плана, и расписания. Но оно того стоит! Даже если ребёнок, един­ственный в школе, выбрал для себя музыку и МХК. Был и такой опыт.

А до десятого класса в седьмой в приоритете физика, математика и робототехника. Последняя — фиш­ка тоже с лёгкой руки Портновой, ухватила идею робототехники на конференции в Томске у северчан.

Работа на результат

— У нас хороший имидж. Седьмую знают в области, — перечисляет сильные стороны руководитель. — Здесь были 735 учащихся, сегодня — 890, чем мы гордимся. Нет про­блем с набором в первый класс. К нам идут с удовольствием. И ред­ко уходят. Детей всё устраивает. Наши выпускники говорят, у них хорошее базовое образование, по­тому им легко учиться в вузе, они успешны. Всё это — благодаря и нашим стараниям. Да, бываем на­зойливыми, придирчивыми, но ра­ботаем на результат. Мне кажется, сегодня наша школа — единствен­ная, где в качестве промежуточной аттестации геометрию и литерату­ру сдают устно. С седьмого и пя­того классов соответственно. За­чем? Заучивание теорем и стихов развивает память и речь. И если ты что-то выучил, позже сможешь осмыслить.

Она из тех людей, которые меч­ты стремятся непременно вопло­тить в жизнь. Не теоретик. Практик. Что толку витать в облаках?! Надо делать. Задумала и сделала в школе большую библиотеку с про­сторным читальным залом, кото­рый никогда не пустует.

— И, наконец, избавилась от страха, что дети читать не будут, — признаётся Галина Павловна. — Читают. И ещё как! Теперь глав­ное сохранить всё, что придумано, сделано, накоплено. Ине как в му­зее, под стеклом. Интерактивные доски, экраны, цифровые лабо­ратории — возможности огром­ные. Хочу, чтобы педагоги и дети пользовались всем, что у нас есть. Умело пользовались. Не время от времени. Постоянно. И это — тоже работа на результат!

Возможно всё, если у тебя есть команда единомышленников.

Хорошо, когда в штате люди, ко­торые «горят» на работе. Или спо­собны к этому. У меня замечатель­ный коллектив. И мальчики есть. Мужчина в школе, как и в семье, — важно. Дети, особенно маленькие, обожают педагогов-мужчин. Во-вторых, много молодёжи — 33%. Она легко идёт на сотрудниче­ство. И, в-третьих, в коллективе есть наставники-стажисты, ими очень дорожу. А сложив всё вместе, мы получаем крепкий, надёжный альянс, с которым и в разведку не страшно, и горы свернуть можно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

157