Женщина на корабле — к счастью
4 июля профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота — сотни тысяч человек. Только моряков в мире, по данным Международной морской организации, насчитывается более 1 миллиона 250 тысяч.
Юлия ГОРБАТЮК
4 июля профессиональный праздник отмечают работники морского и речного флота — сотни тысяч человек. Только моряков в мире, по данным Международной морской организации, насчитывается более 1 миллиона 250 тысяч.
Судоходство испокон веков было сугубо мужским занятием. Но женщины проникли и сюда. Сегодня есть женщины-капитаны грузовых судов, круизных лайнеров, ледокола, подводной лодки. Есть даже женщина-адмирал. Трудятся представительницы слабого пола и в речном флоте: мотористами-рулевыми, штурманами, капитанами-механиками.
Но сегодня речь о тех, без кого ни один экипаж не сможет прожить и дня, — судовых поварах.
Когда после девятого класса Лариса Александровна Сагайдаш поступила в Колпашевское кулинарное училище, она и думать не думала о флоте. Ей просто нравилась профессия повара.
— Отчасти сыграли роль и наставления бабушки, которая напутствовала: иди, учись, сама будешь сытой и семья тоже, — вспоминает Лариса Александровна. — Сегодня из группы, а нас больше 30 человек было, поварами работают лишь несколько. Потому что труд этот, не скажу, что благодарный, да и лёгким его не назовёшь. Но я люблю своё дело. Иначе давно подыскала бы что-нибудь другое.
После училища молодой повар-кондитер пришла в школьную столовую. Затем работала в столовой санатория Чажемто. И там, и там жёсткие требования к организации здорового питания. После устроилась в леспромхоз.
— Фильм «Девчата» помните, — спрашивает она. — Вот примерно так мы и работали. В тайге. С осени до весны. От распутицы до распутицы. Мужики на делянах лес валили, а я в вагончике кашеварила. «Картошка жареная, отварная, пюре, дальше, картофель фри, картофель пай», — с улыбкой цитирует повар главную героиню фильма. — А потом мы с семьёй перебрались из деревни в город Колпашево. Как-то подруга спросила: «А не хочешь судовым поваром попробовать?» А почему бы и нет, подумала я. И приехала в Стрежевой. В «Речное пароходство». До сих пор здесь. С 2003 года.
К сезонной работе ей было не привыкать. А вот всё остальное оказалось в диковинку. Первым её кораблём стал «Костромич» — небольшой теплоход, около 18 метров в длину и черырёх в ширину. В гражданском судоходстве такие используют в качестве буксиров и разъездных катеров.
— Маленький он, тесный, — рассказывает Лариса Александровна. — На «Костромиче» ты готовишь, ешь и спишь, можно сказать, в одном месте. Я на нём две навигации отработала. А потом меня перевели на РТ-796. У меня-то морской болезни нет, а вот девушку, которая до меня тут была, так укачивало, что она два месяца только выдержала. И ушла. А я прикипела.
Её владения — камбуз и небольшая кают-компания. С первого взгляда кухня как кухня, только вместо окон иллюминаторы. Да у всех шкафов запирающие ручки, чтоб не открывались во время качки. Бросились в глаза большие наборы ножей и деревянных разделочных досок. Явно ручной работы.
— Раньше в «Речном пароходстве» столяр был. Попросила — вырезал, — поясняет Лариса Александровна. — Много? Да. Как и на любой профессиональной кухне. Одна для рыбы, другая для мяса, третья для овощей. Требования к общепиту и на суше, и на воде одинаковые.
Помимо плиты на камбузе есть микроволновка, блендер, миксер. Предлагали купить и хлебопечку. Отказалась. Смеётся, а я что буду делать тогда? Хлеб повар печёт сама. А также разную сдобу.
В холодильнике всегда есть пельмени, манты, голубцы. Разумеется, их она тоже делает сама.
— Мужчины у меня совсем не привередливые. Ну, разве что кашу по утрам не едят. Предпочитают бутерброды. Уважают супы: борщ, щи, рассольник, солянку, гороховый. Летом — окрошку. И, конечно, мясо на столе должно быть обязательно. Недостатка в продуктах нет, поэтому мне не приходиться изворачиваться. Когда фантазия подводит, спрашиваю экипаж: что вам приготовить? А они в ответ: «Нам хоть что!»
Речники — народ радушный, хлебосольный. Если на корабль пожаловали гости, всегда пригласят за стол. Те, кому доводилось чаёвничать или обедать на РТ, говорят: «Беляши у Ларисы Александровны отменные. А какая уха из налима — пальчики оближешь!»
— Хорошую уху можно и на плите приготовить. Без водки и угля — это же дело вкуса. Никаких особых секретов, — делится рецептом повар. — Бульон варю из голов, предварительно убрав жабры. Он светлый получается, наваристый. Мясо из голов, печень, икру перетираю — и тоже в уху. И обязательно свежий укроп.
День судового повара, как и всех остальных членов команды, разбит на шестичасовые вахты. Бывает, какая и затянется. Всё зависит от того, чем занят экипаж. Если аврал, тогда, конечно, обед не по расписанию. А помимо кухни на Ларисе Сагайдаш ещё и уборка внутренних помещений. На первый взгляд, немного. Но это только кажется. А неудобно как! На корабле сплошные закутки да закоулочки.
— Каждый день мою, — говорит она. — Генералю не каждый, а полы мою каждый день. И этот пластик тру, тру. Попробуй тут сутки не убираться, пыли будет. Я всегда диву давалась, вроде, на реке, а пыли столько — ужас!
Навигация навигации рознь. Когда основная работа по месту, а когда и транзит. В этом году РТ-796 пойдёт в Тобольск.
— Мне нравится, когда идём далеко, — признаётся Лариса Александровна. — В рейсе время течёт по-другому, пейзаж опять же меняется, пусть не сильно, но всё лучше, чем у портальной стенки стоять. Где-то можно и на берег сойти, чтобы пополнить запасы продуктов. Хотя дальние рейсы — это не только романтика. Иногда после такого сходишь с корабля, землю целовать хочется. Опять же, терпеть друг друга длительное время в ограниченном пространстве нелегко даже самому дружному экипажу. Бывает, бранимся. Но быстро отходим. Дверью тут не хлопнешь, да и уйти некуда. Поэтому надо знать, что и когда сказать, а где-то можно и промолчать. Когда столько лет вместе, на многие вещи уже просто не обижаешься, понимаешь — не со зла это, не из подлости — от усталости.
А ещё от тоски по дому. Всех флотских на берегу кто-то ждёт. Ларису Александровну — родители и дочь Елизавета. — Взрослая уже совсем, — оживляется женщина. — И самостоятельная. Можно сказать, без меня выросла, с моими родителями. Они у меня замечательные. Всегда буду им благодарна за то, что помогли и воспитали правильно. Я горжусь своей девочкой. Окончила вуз, работу нашла по душе, сдала на права, машину купила. Я её спрашиваю: доча, может, помочь чем? «Не надо, мама, я сама». Разлука с родными — главный минус моей работы. Но я её все равно люблю, а экипаж уважает мой труд. Спрашиваю: «Как же поверье “женщина на корабле — быть беде”»? Смеётся. — Здесь я не женщина, а член экипажа. Вот без повара точно быть беде. Так что женщина на корабле — это к счастью!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.