Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

26.03.2021 17:11 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вахская артерия

Автор: Сергеев Н.,

Фото: пресс-служба «Томскнефти».

Самое первое месторождение «Томскнефти», которому своим появлением обязан и Стрежевой, долгое время оставалось един­ственным. Но в середине 70-х годов предприятию стало тесно в прежних границах, пора было выходить на новые территории.

Николай СЕРГЕЕВ

Самое первое месторождение «Томскнефти», которому своим появлением обязан и Стрежевой, долгое время оставалось един­ственным. Но в середине 70-х годов предприятию стало тесно в прежних границах, пора было выходить на новые территории.

В феврале 1974 года XV област­ная партконференция требует от Томского геологического управле­ния «обеспечить безусловное вы­полнение государственных планов по приросту промышленных запа­сов полезных ископаемых, … соз­дать в ближайшие годы надёжную базу для дальнейшего развития нефтедобывающей промышленно­сти». Не сразу, но новые решения нашлись. К Советскому месторож­дению, которое с 1966 года оста­валось единственным детищем «Томскнефти», добавилось Вахское, эксплуатация которого началась 11 апреля 1976-го.

Своё летоисчисление нефтепро­мысел ведёт со дня запуска первой дожимной насосной станции, пере­качивающей вахскую нефть. Од­нако ввод нового месторождения не состоялся бы без строительства ещё одного важного объекта, почти 80-километрового нефтепровода до центрального товарного парка, по которому ту самую нефть перекачи­вали. Он был построен в 1975 году, а полноценно запущен в 1977-м. В тот год число эксплуатационных сква­жин на Вахе увеличилось с 4 до 20.

Письменных свидетельств о том, как прокладывали нефтепровод, нет. Однако в 1999-м была выпол­нена его реконструкция, в ходе которой нитку возвели во второй раз. Несколько репортажей о том строительстве и сегодня можно отыскать в подшивках газеты «Том­ская нефть».

1999 год запомнился 50-градусными морозами. Но, несмотря на климатические трудности, рабо­чие трудились ударно. Газета писала о сварщиках: «Мужики вкалывали будь здоров! А трубоукладчики то и дело подтаскивали под руку по­луметрового диаметра трубы и тут же оттаскивали в сторону уже го­товые “трёхтрубки”». Подчёркивал журналист и стратегическую важ­ность строящегося объекта: «Ста­рый трубопровод, построенный в 1975 году, дышит на ладан. Стенки труб не выдержат и малейшего уве­личения давления. Выйдет из строя весь Северо-Вахский регион нефте­добычи».

Стройка вызывала немало бес­покойства. На рубеже веков нефтяники испытывали проблемы и с финансированием, и со снабжени­ем, поэтому нефтепровод давался с большим трудом. Его буквально «брали приступом», как выразился один из участников тех событий.

И, хотя не обходилось без спеш­ки, сварочные работы выполнялись под строжайшим контролем. На трассе дежурила полевая исследо­вательская лаборатория. Предъ­являлись повышенные требования к квалификации сварщиков. Все действия подрядчиков заносились в специальный журнал, по которо­му можно было определить, кто и какую секцию варил.

Из 77,5 километра, такова общая протяжённость нефтепровода, к 20 апреля в нитку было сварено 72 км трубы, заизолировано 56 км, уложено в траншею 46 км. Апрель­ские сроки испытания выдержать не удалось. Срок сдачи перенесли на конец мая. Та весна была на стороне строителей. «Погода бы не подкачала. Каждый день ловлю по телевизору метеосводку, но для нас там погоды не передают. Эти заморозки — как подарок! Время бы не растерять!» — комментиро­вал в очередном газетном репор­таже заместитель начальника по капитальному строительству и об­устройству месторождений НГДУ«Стрежевойнефть» Юрий Георгие­вич Агатьев.

Впрочем, сдвинуть пришлось и майский срок. Первые гидравли­ческие испытания удалось начать только 10 июня. И, наконец, 1 июля состоялось официальное открытие нефтепровода Вахский ЦПС — Со­ветский ЦТП. «Да, сегодня и солнце, и пахнущая свежей краской труба… А семь месяцев назад вдоль трас­сы будущего трубопровода стоя­ли лишь незаметные стороннему взгляду колышки — вешки, чётко обозначавшие коридор нового трубопровода», — писала в своём финальном репортаже газета «Том­ская нефть».

Значение этой транспортной ли­нии трудно переоценить. По ней идёт нефть Вахского промысла, а он в разные годы давал до 30 про­центов всей добычи «Томскнефти». Вах и сегодня в числе лидеров пред­приятия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6