Меню
12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

26.03.2021 17:33 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Человек культуры

Автор: Иванова А.,

Фото Андрея ПИХУЛИНА; На фото из архива А.Г.Войцеховича: 1989 год, г.Барнаул, группа «Проспект» (А.Г.Войцехович — справа); А.Г.Войцехович аккомпанирует Л.А. Конининой.

Мало кто узнает на старых фотографиях в молодом кудря­вом стиляге в кожаных штанах и жилете с электрогитарой в ру­ках нынешнего руководителя многофункционального социо­культурного комплекса Александра Геннадьевича Войцеховича.

Анна ИВАНОВА

Мало кто узнает на старых фотографиях в молодом кудря­вом стиляге в кожаных штанах и жилете с электрогитарой в ру­ках нынешнего руководителя многофункционального социо­культурного комплекса, в состав которого входят Дворец искусств «Современник», библиотека и городской музей. В конце 80-х годов Александр Геннадьевич Войцехович в составе группы «Проспект» давал концерты не только в северной столице ре­гиона, гастролировал по городам всего Сибирского федерального округа. Ребят знали в Томске, на ура принимали в Новосибирске, Барнауле, Кемерове и родном Новокузнецке.

— В то время стали появлять­ся всевозможные неформальные объединения. Меня всегда тянуло к эстраде, любил рок, — делится вос­поминаниями Александр Генна­дьевич. — Мы были трудоустроены в фонде молодёжной инициативы при горкоме ВЛКСМ. Группа была практически профессиональная, пытались этим зарабатывать. Но за­работки были такие, что денег хва­тало только на дорогу, проживание и питание на гастролях.

А началось всё с детской школы искусств. Как же он не любил эти уроки сольфеджио, музыкальную литературу и прочие предметы. Каждый раз старался придумать любую отговорку, лишь бы не си­деть с баяном, разучивая, как ка­залось тогда, скучные мелодии. На образовании в сфере культуры на­стоял отец.

— Он был начальником автотран­спортного цеха компании «Юж­кузбассуголь», достаточно высокая должность в то время. Я смотрел на него и хотел быть водителем, к тех­нике тянуло. А отец решил сделать из меня профессионального музы­канта. Всегда говорил: «Посмотри, Михал Михалыч в мае заканчивает работы, в сентябре приступает к занятиям, три месяца он свободен. А у меня что? 30 дней отпуска и то зимой». Это было для него важно в том плане, что тяжёл был труд про­стого советского руководителя, а у водителей ещё сложнее. И он стоял на том, чтобы я пошёл в искусство.

Вместо пяти классов музыкальной школы Войцехович отучился семь. После окончания восьмилетки поступил в Новокузнецкое музыкальное училище — отец по­обещал оставить парня в покое, как только сдаст вступительные экзамены.

— Он сказал: «Можешь потом сразу забирать документы, идти учиться на водителя или работать». Но у меня к тому времени мировоззрение поменялось кар­динально, я почувствовал себя взрослым. После училища поступил в Кемеровский институт культуры. Стал педагогом детской музыкальной школы по классу баяна-аккордеона или руково­дителем оркестра народных ин­струментов. Но в этой должности не отработал ни дня.

По приезде в Стрежевой (это был 1984 год) устроил­ся в отдел культуры — бая­нистом агиткультбригады №3. Летом ездил по вахтовым посёлкам, давал концерты на покосах. Зи­мой контролировал работу дискотек в ДК «Нефтяник» и «Строитель». Потом с ребятами организовали группу «Проспект», пели в городском парке. Со вре­менем коллектив распался, участники разъехались кто куда.

— Гитарист наш Гена Мартов сейчас в Москве, уже много лет работает в группе «Земляне», — рас­сказывает А.Г.Войцехо-вич. — Клавишник Слава Калмыков — в Америке, ба­рабанщик Юра Борисов — в Томске, Нариман Башаров — в Новосибирске. Во­калиста Вити Мироненко и Коли Майкова нет уже с нами. Я по-прежнему здесь.

С 1995-го Александр Геннадьевич стал играть на баяне на сцене ДК «Нефтя­ник», много лет работал ак­компаниатором в ансамбле Л.А.Конининой «Реченька». Репетиций было немного, появи­лась возможность зарабатывать своим хобби — любовь к техни­ке не прошла бесследно. Уже в те годы Войцехович занимался покупкой-продажей машин.

— «Нефтяник» всегда был ве­домственной организацией, при­надлежал управлению социаль­ного развития «Томскнефти», где руководителем был Александр Фёдорович Эйснер. Директор дома культуры, Валентина Тимо­феевна Вавилова, по состоянию здоровья сложила полномочия, назначили нового начальника. Я сразу написал заявление на увольнение, решил, что не сра­ботаемся. И сказал Эйснеру, что вернусь только директором ДК «Нефтяник». Так и получилось.

Новому руководителю поставили ежемесячный план в 40 тысяч рублей — подняли ровно в два раза. Приходилось вертеть­ся: бегать по детсадам и школам, проводить вечера и дискотеки, организовывать утренники. Что только ни делали, вспоминает А.Г.Войцехович, но выполняли. Иначе никаких премий.

— Ездили в вахтовые посёлки. На Вахе и в Пионерном у меня ра­ботали библиотекари, спортсме­ны, культработники, были залы, где кино показывали. Планирова­ли организовать на Иглах, но там не было подходящего помещения для проведения мероприятий. В трудовой у меня тогда должность была записана как «начальник от­дела культуры “Томскнефти”».

Наступил 2004 год. Вместо «Нефтяника» возводят «Совре­менник», который передают городу под крыло управления культуры и спорта, во главе ко­торого стоит Мариетта Нико­лаевна Бирюкова. И брать всех работников прежнего ДК она не будет — кадры отбирала при­дирчиво. В этот список попал и Александр Геннадьевич.

— «Современник» строили при­балты, возвели каркас быстро, за полтора года. Нефтяники попросили меня контролировать процесс внутренней отделки. Несмотря на то, что я знал, меня не собираются оставлять у руля, вместе с Мариеттой Николаевной изучал чертежи, делал переплани­ровку, контролировал про­цесс приобретения обору­дования и прочее. И вдруг в один прекрасный момент она предложила мне стать директором нового Дворца искусств. Я согласился.

Так А.Г.Войцехович стал бессменным руководите­лем многофункционально­го социокультурного ком­плекса. Убеждён, культура в Стрежевом всегда была на высоком уровне. Рабо­тать довелось с профессио­налами. До сих пор рядом те, с кем начинал: Раиса Ивановна Еленко, началь­ник АХО «Современника», Людмила Егоровна Боцман, заместитель директора. Большинство же — моло­дёжь, с которой руково­дитель легко находит об­щий язык — помнит, сами такими были. Александр Геннадьевич уверяет, он человек миролюбивый. Но есть одна коронная фра­за: «Я поражён». Которая означает крайнюю степень возмущения. Правда, тех, кто слышал её от него на работе за три с лишним десятилетия, по пальцам перечесть можно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13