Приехала ненадолго, осталась навсегда
Знакомство Светланы Ивановны Ларченко со Стрежевым началось ровно сорок лет назад, в конце августа 1980-го. Стояла такая же, как и сейчас, сырая, дождливая погода. Она, выпускница Кемеровского мединститута, приехала по реке на теплоходе. Прибыла, как ей думалось, ненадолго.
Сергей ТИМОФЕЕВ
Знакомство Светланы Ивановны Ларченко со Стрежевым началось ровно сорок лет назад, в конце августа 1980-го. Стояла такая же, как и сейчас, сырая, дождливая погода. Она, выпускница Кемеровского мединститута, приехала по реке на теплоходе. Прибыла, как ей думалось, ненадолго.
— Меня распределили в Стрежевой, но потом появилась возможность уехать на работу южнее, в Ессентуки, — вспоминает Светлана Ивановна. — Тем более там живут родственники. В Стрежевой ехала только для того, чтобы оформили «открепление», после чего я с чистой совестью могла двигаться дальше. Но, посмотрев на город — маленький, уютный, чистый, я поняла, что он мне нравится. Жильё сразу пообещали предоставить. И я осталась. Вместо того чтобы «открепиться», я, наоборот, «прикрепилась», — смеётся она.
Светлана Ивановна начинала врачом-эпидемиологом в городской санэпидстанции.
— Работы для специалиста санитарно-эпидемиологической службы в молодом, строящемся городе было много, в том числе из-за достаточно высокой инфекционной заболеваемости, — рассказывает она. — Во-первых, вода была низкого качества, с высоким содержанием железа, даже по цвету нередко ржавой, коричневой. Горячей воды ещё не было, соответственно, качество мытья посуды, обработки продуктов было ниже нормы. Во-вторых, детские сады были переполнены, так как в Стрежевом жило много молодёжи, рождаемость была высокой. Поэтому социальное расстояние между детьми не соблюдалось, что могло создать проблемы в случае вспышки заболевания. В-третьих, большая внутренняя миграция: люди ездили в вахтовые посёлки и обратно, уезжали в отпуска и порой оттуда привозили инфекции. Влияла на ситуацию с болезнями и неустроенность быта: бывало, что люди на вахтах жили в палатках, воду пили из рек.
Каждый случай заражения тщательно расследовали: как человек заразился, от кого, и кого он мог заразить. Всё делалось для того, чтобы прервать пути передачи болезни и предотвратить её распространение. Также надо было следить за тем, чтобы вовремя и в полном объёме ставили все прививки, указанные в Нацкалендаре: от дифтерии, коклюша и так далее.
— Ни один объект не сдавался без нашего участия, — делится воспоминаниями моя собеседница. — А сколько пришлось на вертолёте облететь вахтовых посёлков! Везде нужно было держать ситуацию с заболеваемостью под контролем.
В 80-х годах произошла вспышка стафилококковой инфекции среди родивших женщин в городской больнице, которая тогда называлась медсанчастью Стрежевского НГДУ.
— Пришлось очень много работать, чтобы с ней справиться, — говорит С.И.Ларченко. — Вместе с сотрудниками больницы выработали план действий для предотвращения вспышки этого и других заболеваний в будущем.
Не сразу, но решилась и проблема очистки воды. В городе построили водозабор с очистными сооружениями, внедрили новые технологии.
— Наша, стрежевская, вода теперь считается одной из лучших в области, — отмечает Светлана Ивановна. — Она чистая и по микробиологическим показателям, и по содержанию железа. Горячая вода тоже чистая, как и должно быть. Проводится постоянный лабораторный контроль. После 80-х годов вспышек инфекций из-за воды у нас в городе не было.
В 1989-м Светлана Ивановна была назначена на должность главного санитарного врача санэпидстанции Стрежевого, а затем, в 1992-м, стала главным государственным санитарным врачом городского Центра госсанэпиднадзора. По её инициативе были разработаны программы по предотвращению распространения в городе таких инфекционных заболеваний, как ВИЧ, туберкулёз, клещевые инфекции, грипп, ОРВИ.
— Каждый случай заражения ВИЧ должны были расследовать специалисты из Томска, — говорит она. — Но из-за удалённости от областного центра нам пришлось заниматься этим самостоятельно.
Был создан координационный совет по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, открыт в больнице кабинет по предупреждению заражения вирусом иммунодефицита человека. Стали обучать медработников профилактике ВИЧ. Также учили правильной работе с клиентами сотрудников парикмахерских салонов и стоматологических кабинетов. Вместе с главой города, другими специалистами администрации, работниками больницы, прокуратуры начали ходить по школам и другим учреждениям, читать лекции о том, как избежать заражения.
В 2005-м, после очередной реорганизации, С.И.Ларченко возглавила территориальный отдел управления Роспотребнадзора, в ноябре 2018-го ушла на заслуженный отдых. Кстати, за всё время её работы в должности главного государственного санитарного врача крупных вспышек инфекционных заболеваний в Стрежевом зафиксировано не было ни разу.
Светлана Ивановна и сейчас, после выхода на пенсию, продолжает учиться: в прошлом году прошла переподготовку по программе «Дезинфектология», получила диплом и сертификат по этой специальности.
Среди её наград — почётная грамота Министерства здравоохранения, нагрудный знак «За заслуги перед Стрежевым», юбилейная медаль «75 лет Томской области». К списку регалий добавилось теперь и звание «Почётный гражданин города Стрежевого».
Что примечательно, пока мы с ней общались, она многое рассказывала не о себе, а о тех, с кем когда-то работала, называя их «мои учителя» или «мои помощницы», вместо «я» употребляя местоимение «мы».
Её профессиональный принцип выглядел так: каждое дело доводить до конца, выполняя свою работу кропотливо и досконально. А в общении с коллегами правило было таким: стараться держаться на равных, прислушиваться к чужому мнению и вместе принимать решения. «Мы все учились друг у друга, я — у них, они — у меня, — говорит Светлана Ивановна. — Главное ведь — уважение к людям».
И с этим трудно не согласиться.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.