12+

Общественно-политическая газета «Северная звезда»

Главная / Твои люди, Стрежевой / Лётные истории
20.08.2017 15:05
  • 22
В печати не опубликовано!

Лётные истории

День гражданской авиации отмечают все те, кто имеет отношение к мирным полетам – и пилоты, и техники, и стюардессы пассажирских рейсов. В нашем северном краю востребованы еще и вертолётчики. Это «сухие» данные интернет-справочника, но за ними всегда стоят люди, их судьбы и лётные истории.

Анатолий Степанович Сурков начал свою трудовую деятельность в Стрежевом в 1965 году. Он — летчик с 40летним стажем, инженер-инспектор по безопасности полетов. Его имя занесено в Книгу Почёта командиров воздушных судов Западно-Сибирского управления гражданской авиации. У него много высоких званий, есть ордена и медали. Звание «Почетный гражданин города Стрежевого» А.С.Суркову присвоено в 1999 году.

С Анатолием Степановичем мы встретились у него дома. И, конечно, впервые видя человека, хочется узнать о нём как можно больше: где учился, о чем мечтает, чем живет. Но лётчик сразу открыл заветную папку со своими рассказами и принялся читать.

Через два месяца ему исполнится 80 лет, а он бодр, читает без очков и ещё ходит в тайгу по грибы да ягоды. За 55 лет, отданных авиации, 20 тысяч часов в небе, лётных историй набралось — не сосчитать. Летом он с супругой трудится и отдыхает на даче, а зимой пишет свои истории. Их наберётся на добрую книгу. Простые, жизненные, трогательные, смешные, вызывают у читателя и смех, и слезы.

Начиналось все в далёком 1937 году, в Новосибирске, где наш герой и родился. Помнит многое: как началась война, как старшие братья и сестры, а в семье было шесть детей, работали на заводе, как в пять лет они с мамкой вдвоем провожали на фронт папу — в 1942-м. Отцу было уже за 50, он заметно хромал (давняя травма), потому в солдаты его не взяли. Служил санитаром, а затем возницей — перевозил полевую кухню — «солдат надо кормить». Да так и погиб, спасая бричку с котлом каши и мешком хлеба от налёта истребителя.

Анатолий Степанович рассказывает, борясь с волнением:

— Немцам давали железный крест за сбитую «русофанеру» (маленький самолёт) и уничтожённую полевую кухню. Вот они и гонялись. Во время налёта отец пытался спасти бричку, увезти на лошадях, но немец зашел очень четко. И вот — ни отца, ни лошадей, ни каши. Отец. Степан Григорьевич.

У Суркова в руках отцовский наградной лист. Его нашли в интернетархивах, и теперь это семейная реликвия. Отца наградили Орденом Красной Звезды. Воевали и старшие братья: вернулись «битые», зато живые. Все прожили долгую жизнь. Сегодня из того поколения Сурковых остался один Анатолий Степанович. Но род Сурковых продолжается: два сына, 55 и 48 лет, растут внуки.

Тяжелое военное и послевоенное детство прошло в Новосибирской области. Рядышком, в Бердске, стоял полк лётчиков — там учили истребителей. И мальчишка Толька, запрокинув голову в небо, часто любовался фигурами высшего пилотажа. Небо тянуло. Тем более, что старший брат в войну тоже летал. Правда, здоровьем Анатолий Степанович был слаб — была желтуха. Врач сказал: «Лекарств нет, ешь сахар». Он и ел. А после школы пришел в лётное училище, и комиссия легко его приняла. Дальше был новосибирский аэроклуб. Потом — два лётных училища, радиолокационный техникум, ещё переподготовка на вертолёт, через годы — ещё одна — на другой вертолет. В общей сложности после школы насчитывается девять учебных лет.

Говорят, человека определяет не то, что он говорит о себе, а что говорит о других. Анатолий Степанович за время рассказа о себе сбивался на воспоминания о людях, с которыми довелось встречаться в жизни. Для него это важнее собственных биографических данных: родился-женился. И написанные им рассказы — истории об этих людях, встречах с ними, их судьбах. А ещё в этих лётных историях много обычного героизма, про какой говорят «такая работа».

Последний полет перед выходом на пенсию, в день своего 59-летия, Анатолий Сурков не помнит, потому что не думал, что он станет последним. Но тот день, когда было сказано: «От полетов отстранить», — запомнился ярко. Лётчик сразу стареет, услышав эти слова, «из него будто воздух выкачивают». Таким и вышел Анатолий Степанович из кабинета медицинской комиссии в Москве. Вернулся в Стрежевой, который стал уже родным, к супруге, детям, успокоился, и ещё пятнадцать лет отработал инспектором по безопасности полетов, занимаясь расследованием авиационных аварий и происшествий.

Два сына А.С.Суркова не пошли по стопам отца. Как говорит сам летчик:

— От пилотов пилоты не рождаются, это я по опыту знаю.

Кроме неба у него ещё одна страсть — тайга. Двадцать лет он ходил далеко в лес в любое время года на охоту и рыбалку. Друзья говорят, что он знает заветное «слово» и всегда «чует», где есть рыба, где искать грибы, будет ли урожай ореха, где проходит зверь и, что возможно ещё важнее, — где его нет. На вопрос, откуда такое знание, отвечает с улыбкой, слегка пожимая плечами: «Дак опыт».

Однажды на зимней охоте Анатолий Степанович разыграл друзей. Идут они по тайге, и вдруг он говорит: «Вон, смотрите, — берлога. Сейчас залезу туда и медведя завалю один». Разрыл снег, и правда —берлога. Залез внутрь, и через несколько минут вылез со словами: «Готов!». Все охотники стояли в оцепенении, «как пингвины». Фокус был в том, что медведя в берлоге не было, и Сурков об этом знал — «собака подсказала».

Внимательность — важная черта характера пилота. Этому учат — видеть, когда ничего не видно в снежной вьюге, различать тревожные звуки, которые издает двигатель в непрерывном шуме и гуле полёта, чувствовать машину, когда онемели пальцы рук.

Семь лет назад Анатолий Степанович вышел на пенсию, и началась совсем другая жизнь. Поначалу даже и не знал, чем заниматься. Потом поехали с супругой на дачу. И теперь с весны каждый день, как на работу. Кстати, дача находится за аэропортом, и каждый день Анатолий Степанович проезжает мимо своего прежнего места работы, как он его называет, «исчезнувшей империи».

Ухоженный домик утопает в цветах, топится банька, рядышком — река и рыбалка. Так проходит лето. А зимой Анатолий Степанович снова сядет за письменный стол и примется вспоминать и записывать свои лётные и нелётные истории.

Автор: О.ГОРГОРОВА. Фото А.ПИХУЛИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх